Войти в почту

Учителя из фильмов, которые нам полюбились

В субботу 14 июля в 16.15 телеканал «МИР» покажет популярный в советские времена фильм про школу рабочей молодежи «Большая перемена». В этой легкой мелодраме с звездным актерским составом, сюжет завернут вокруг отношений, сложившихся между молодым, но очень принципиальным учителем Нестором Петровичем и его великовозрастными учениками. Мы вспоминаем, какие еще учителя в кино нам запомнились. «Весна на Заречной улице», Татьяна Сергеевна: учительница – визионер 50-е годы, в рабочий городок приезжает выпускница пединститута Татьяна Сергеевна Левченко. Она, как ее и учили, старается быть Учителем с большой буквы: творцом нового общества и борцом за светлые идеалы. Она многое знает, прочла горы книг, и своим интеллектом и женственностью буквально сбивает с ног своего ученика, лихого и самоуверенного передовичка производства, сталевара Сашу Савченко. Саша влюбляется в Татьяну Сергеевну, и готов слушать часами ее пламенные речи о прекрасном и светлом будущем советских технологий. Но история оказывается немного сложней, чем хотелось бы обоим. Развязка фильма дает зрителю самим догадываться. Будут ли влюбленные вместе, что победит, долг перед трудовым коллективом или личные чувства? В конце фильма звучит фраза: «В каких случаях ставится многоточие?.. Многоточие ставится в конце предложения, или целого рассказа, когда он не закончен. И многое ещё осталось впереди». «Уроки французского», Лидия Михайловна: учительница – провокатор Лидия Михайловна, молодая учительница французского, видя, что ее ученик Володя голодает, хочет ему помочь, но напрямую это сделать не может, ведь она боится задеть гордость мальчика. Она предлагает ему дополнительно позаниматься французским у нее дома. Но вместо уроков она вовлекает его в дворовую игру «пристенок», причем, на деньги. Неожиданное поведение учительницы шокирует мальчика. Лидия Михайлована объясняет ему: «Учительница другой человек что ли? Иногда надоедает быть учительницей… Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьёз…». Эти неожиданные слова ставят школьника в тупик: «Как же я с Вами буду играть… ведь Вы же учительница?!». Впервые он осознает, что учитель – не всемогущий взрослый, который может дать ответ на любой вопрос, а обычный человек, у которого есть душа и сердце. И что перед ним не просто «педагог», а живой человек, внутри которого еще не умер озорной ребенок, который не прочь подурачиться. Тайна Володи и Лидии Михайловны случайно раскрывается, и учительницу увольняют. Она уезжает в другой город, но такой финал совсем не выглядит поражением. «Географ глобус пропил», Виктор Служкин: в доску свой Герой Константина Хабенского, 37-летний биолог Виктор Служкин, которого сыграл Константин Хабенский, работает учителем географии в пермской школе. Рефлексирующий интеллигент, живущий средней, довольно неинтересной жизнью, часто страдающий от своего, странно ведущего себя либидо. Есть жена, дочка, но как-то все не то… «Чему мы учим детей? Зачем? Зачем я вообще живу?». Этими вопросами герой мучается, и, когда не может найти на них ответ, находит утешение в бутылке. Несмотря на неоднозначный с точки зрения морали образ, герой Хабенского зрителю симпатичен. Он простой, «свой», не мудрец, взирающий на невежественных учеников с высоты своего интеллекта, а чуть более взрослый, но только чуть-чуть. Давно в кино образ учителя был настолько уязвимым и «человечным». Несмотря на свои слабости, Виктор предстает перед нами почти героем, когда, во время похода со школьниками, удерживает себя от связи с ученицей, которая пытается его соблазнить. Если бы он нашел еще в себе силы выскочить из порочного круга «боль-вопросы-алкоголь – еще большая боль и опять вопросы», то, наверное, он бы стал тем, на кого захотелось бы быть похожим. Немного жаль, что актерский талант Хабенского и режиссерский талант Велединского придают романтический лоск довольно обыденному бытовому алкоголизму, который на экране может и выглядит немного по-байроновски, поэтично, но в реальной жизни довольно скучен. «Большая перемена», Нестор Петрович: строгий, но незрелый Уязвленный тем, что его обошла на экзаменах в аспирантуру его невеста Полина, учитель истории Нестор Петрович, строгий молодой человек с холодным взглядом и зализанной челкой, уходит работать в вечернюю школу рабочей молодежи. Его работа представляется ему не иначе, как добровольной ссылкой. К тому же, трудности поджидают молодого учителя на каждом шагу. То в него влюбляется его ученица Нелли Леднева, отец которой учится в одном с ней классе. То ученик Григорий Ганжа попадает в милицию на 12 суток за хулиганский эпизод на своей работе. А потом еще выясняется, что Светлана Афанасьевна, коллега Нестора Петровича, учительница русского – оказывается, жена этого нерадивого Ганжи! Ну как в такой обстановке рассказывать о татаро-монгольском иге? Нестор Петрович очень старается, но в своем высокомерии и зазнайстве он выгладит довольно смешно, чем рушит серьезный образ советского учителя, «идеала для подражания в школе и в быту». Выигрывает он только тогда, когда учитель внутри него ненадолго затихает, и дает место обычному человеку, живому, чувствующему и не такому уж сильному. «Доживем до понедельника», Илья Мельников: неудавшийся ученый В фильме показаны несколько дней из жизни обычной советской школы. Наташа Горелова в исполнении актрисы Ирины Печерниковой – молодая учительница английского, недавно окончившая институт. Она безответно влюблена в своего бывшего педагога Илью Мельникова (его сыграл Вячеслав Тихонов). Он прям, принципиален и требователен к другим, что часто создает конфликты. Это одинокий, довольно закрытый человек, переживший войну, и после нее не нашедший себя в профессии. Подающий надежды историк, который почему-то работает учителем в школе. В фильме есть сцена, в которой он приходит домой и просит мать налить ему водки. За это многие педагоги после выхода фильма возмущались: он позорит нашу профессию! Сегодня учитель истории, которого сыграл Тихонов, считается образцовым. «Ирония Судьбы, или С легким паром!», Надежда Васильевна: учительница – ученица Надя, обычная школьная учительница, утонченная, но острая на язык, очаровывает случайно попавшего к ней в квартиру хирурга из Москвы Лукашина. Она умеет готовить оливье, носить элегантные платья, петь, играть на гитаре про «вагончики», и красиво курить. Но этот образ холодной блондинки, сыгранной Барбарой Брыльской, только лишь кажется очевидным. Казалось бы, такую красавицу сложно представить с горой тетрадок и оравой школьников. Эта ухоженная женщина с большей вероятностью видится в кабинете маникюра или с журналом мод. Но Надя из «Иронии судьбы», которую в фильме озвучивали Валентина Талызина и Алла Пугачева, более человечна, чем видится сначала. Она не только «чуткий педагог, который ведёт общественную работу и висит на доске почёта» (как говорят ее развеселые подружки – учительницы), но и мудрая женщина. На вопрос Жени: «Вы их воспитываете, да?», она отвечает: «Да, я – их, они – меня. Я пытаюсь учить их думать, хоть самую малость, иметь обо всём своё собственное суждение». Ближе к концу фильма Лукашин и Надя, соревнуясь в значимости своих профессий-миссий (врача и учителя), делают вывод: «Ошибки учителей менее заметны, но, в конечном счёте, они обходятся людям не менее дорого». ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Учителя из фильмов, которые нам полюбились
© Мир24