Ещё
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Человек-Паук: Вдали от дома
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Анна
Боевик, Триллер
Купить билет
История игрушек 4
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Искусство обмана
Боевик, Приключение, Триллер
Купить билет
Солнцестояние
Детектив, Ужасы, Драма
Купить билет
Проклятие Аннабель 3
Триллер, Ужасы
Купить билет
Собачья жизнь 2
Приключение, Трагикомедия, Семейный
Купить билет
Паразиты
Триллер, Трагикомедия
Купить билет
Мёртвые не умирают
Фэнтези, Комедия, Ужасы
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Норм и несокрушимые: Большое Путешествие
Мультфильм, Приключение, Фантастика
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Соблазн
Триллер, Драма
Купить билет
Али, рули!
Боевик, Комедия
Купить билет
Код Гиас: Лелуш Воскресший
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Красавчик со стажем
Комедия
Купить билет
Та еще парочка
Комедия
Купить билет

«Иисус Христос — суперзвезда» изменил религию 

Фото: News.ru
11 июля 1971 года на Бродвее была впервые поставлена рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос — суперзвезда». В 1971 году альбом «Jesus Christ Superstar» возглавил Billboard 200, в 1973 был снят знаменитый фильм. После этого рок признали серьёзным искусством, а спектакль завоевал сумасшедшую популярность, разошёлся на цитаты, лёг в основу нового мифа. Но главное, наверное, было в другом: рок-опера стала важной вехой в новой религиозности.
Может ли главным, чуть ли не положительным героем трактующего Евангелие произведения стать Иуда? Может ли быть растерян Иисус? Могут ли авторы оправдывать того, кто предал Христа, и сочувствовать ему? В рок-опере так всё и есть: Иуда предал Иисуса потому, что хотел предотвратить народное восстание, по сравнению с ним остальные апостолы выглядели крайне неубедительно. А сам Иисус не понимал, почему Бог-отец посылает его на смерть.
Рок-опера была написана в 1970 году, и это многое в ней объясняет. Позади остался 1968 год с волнениями парижских студентов и всеобщей забастовкой во Франции — в конце-концов правительство пошло на уступки. В этот же год ввели советские войска в Чехословакию, убили Роберта Кеннеди, прошли антивоенные демонстрации в США… В воздухе было разлито ощущение того, что старому миру приходит конец, и на пороге что-то новое. Казалось, что наступает время молодых.
Религия перестаёт быть догмой, Иисус — той мерой, которой мерит себя каждый человек. Церковь теряет влияние, но время всеобщей опустошённости, когда людям потребуется новый духовный ориентир, пока что не наступило. Человечество верит в прогресс и науку. Послевоенный «Золотой век» с его поступательным ростом уровня и качества жизни ещё не закончился. Тут и появляется рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда», где нет плохих и хороших, где у каждого героя своя правда и своя мотивация, а Иисус не слишком верит в себя — в отличие от Иуды. В сущности, такая трактовка Евангелия могла показаться ересью чистой воды, и несколько сотен лет тому назад у авторов оперы были бы неприятности с инквизицией. Но в новых условиях она означала реинкарнацию веры — приблизившись к тому, чем жил человек 70-х, та получила новое дыхание. Иисус стал не богом, а символом добра, христианство — воплощением гуманизма. Для религии это означало опасный путь. Но чего ещё можно было ожидать, если автор либретто, главным героем которого является Христос, считал себя неверующим?
TASS/AP Photo/Karel Navarro
Со времени премьеры рок-оперы прошло тридцать семь лет — церковь устояла, но её позиции в Европе ослабли. Сейчас христианство кажется воплощением гуманизма. Священником может стать женщина, догмат о непогрешимости Папы Римского устарел, и в храмах можно проводить концерты и выставки. В России всё по-другому, и в 2016 году, в Омске, некое православное движение потребовало отменить показ рок-оперы. Его было и отменили, да заступился тогдашний глава Администрации президента, любитель рока Сергей Иванов. Вслед за ним не поддержала запрет и РПЦ.
Да и как можно запрещать ставшее культовым произведение, которое никто больше не связывает с тем, как изменилось отношение к вере? Теперь это просто прекрасная музыка и хороший текст, — их можно слушать бесконечное количество раз, наслаждаться и ностальгировать по верившему в прогресс и свободу, молодому 1971 году.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео