Кимры: русская столица деревянного модерна
Город Кимры в Тверской области – это настоящая сказка в руинах. Город – триумф деревянного зодчества. Пожалуй, ни в одном российском провинциальном городке вы не найдёте такого архитектурного роскошества. И модерн здесь — не излишество, не островки чужого, а собственный «взгляд» на красивую архитектуру. «Модерн — брызжет, блистает, очаровывает, не отпускает, восхищает! А город его не замечает». К сожалению, удивительные и редкие памятники деревянного зодчества «погибают» на глазах местных жителей. Город лежит в развалинах. А ведь еще недавно Кимры были жемчужиной Золотого кольца. А до 1935 года Кимрский район и вовсе считался частью Московской области. И лишь потом был приписан к Тверской. Но, несмотря на это, Кимры дважды нарекали столицей. Пусть, и не официальной. В первый раз – обувной, еще в XIX веке. Тогда Кимры были селом. Обувным промыслом кимряки занимались еще с XVI века, с тех самых времен, когда село состояло в ведении приказа Большого дворца. Потом Кимры принадлежали Салтыковым, Скавронским, Воронцовым и, наконец, Самойловым. А кимрская обувь продавалась на базарах Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего, Украины, Туркестана, Кавказа и даже на всемирной выставке в Лондоне отличилась. Теперь образцы той обуви, чудом сохранившейся и нисколько не истлевшей — хоть сейчас обувай и носи – находятся в местном краеведческом музее. От огромных рыбацких сапог, в которых хаживали в одиночку на многопудовых осетров и сомов, с одним голым крючком на канате, и в которые можно обуть ребенка лет десяти-двенадцати с ног до головы, до миниатюрных женских и детских туфелек и сапожек. Кажется, что кимрские сапожники свою обувь не шили, а проектировали и строили, точно архитекторы и строители. Культурная жизнь Сейчас это кажется удивительным. Но в начале XX века в небольшое село Кимры, «с разрешения начальства, в дом общества трезвости приезжала на гастроли труппа премьера императорских театров Юрия Михайловича Юрьева». Ну, точнее, знаменитости были в Кимрах проездом. Но спектакль все-таки дали. Показывали «Дона Карлоса Инфанта Испанского». Драматическое стихотворение в пяти действиях М. Достоевского (Ф.Шиллер). После спектакля были танцы. Несмотря на статус села, Кимры были еще и крупной торговой точкой. Граф Воронцов, в бытность его владельцем села, построил внушительные каменные торговые ряды, в которых было тридцать каменных лавок. Правда, внушить, что ряды эти приводить в запустение не следует – забыл. «Так они и стоят – полуразрушенные, забросанные мусором, заросшие кустами и деревьями. Точно великаны ушли и оставили лилипутам свои дома». Второй, и, пожалуй, главной жемчужиной города является ее деревянная архитектура. Кимры неслучайно называют русской столицей деревянного модерна. «Такой красоты деревянных домов, построенных в стиле модерн во втором десятилетии прошлого века, нигде больше не найдешь. Не было удержу фантазии кимрских купцов. Все эти полуциркульные и круглые окна, причудливые башенки, деревянное кружево отделки, миниатюрные резные балкончики бельэтажей… А внутри, за вышитыми занавесками, за расписными горшками с геранью на подоконниках – самовары, начищенные до нестерпимого блеска, сдобные калачи и баранки, монументальные кулебяки и расстегаи с налимьей печенкой, яблочные грушевые вишневые сливовые и иные варенья в тонких фарфоровых блюдечках и неторопливые разговоры о видах на урожай сапог или дамских туфель, о том, что Иван-то Спиридоныч, хоть и разменял шестой десяток, а всё… обветшало, покосилось и подслеповатые окна, кое-где забитые фанерой, смотрят нынче внутрь… Было у нас всё, было. И поросло быльем. Еще глядят на нас из зарослей этого былья старушки, деревянные домики сказочной красоты, да сапоги с «бойко и на диво стачанным каблуком». Сколько им еще глядеть…» К сожалению, сейчас Кимры напоминают усыпальницу. Десятки пока «живых» памятников медленно ветшают и разрушаются. Память предков и достояние нации уходят в землю.