История автора прижизненных портретов палачей революции и их жертв
Из статьи о Юрии Анненковом: …Некоторые из вождей Революции (…) были запечатлены одним из талантливейших художников левого искусства, автором классических иллюстраций к поэме „Двенадцать“ Юрием Анненковым на превосходных портретах, каждый из которых хорош сам по себе как художественное произведение и имеет глубокий психологический подтекст. Художник был вхож не только в богемные артистические и литературные круги Петрограда, результатом чего явилась его знаменитая книга „Портреты“ (1922 г.), но и в высшие сферы советской политической и военной власти. (…) На портреты, созданные Анненковым в 1920-х годах, мы смотрим сейчас как на высшие образцы искусства XX века, поражаясь мастерству художника. Анненков рисовал В. И.Ленина в Кремле, Л. Д.Троцкого в его резиденции в подмосковном Архангельском, его заместителя Э. М.Склянского в Реввоенсовете и т. д. У многих из тех, кого мы видим на этих портретах — фанатичных борцов, „рыцарей революции“ — руки в крови русской аристократии, интеллигенции, крестьянства. Они безжалостно уничтожали лучших людей России во имя достижения своих политических целей. Но и их самих не миновала трагическая судьба. Почти всех, кого изобразил на этих портретах Юрий Анненков, перемололо красное колесо сталинского террора, а сам художник, близкий к Троцкому и видным военным успел скрыться в эмиграции. Он долго жил и работал во Франции, подвизался в самых разных жанрах изобразительного искусства, но ничего лучшего, чем портреты, созданные им в России в начале 20-х годов и иллюстраций к „Двенадцати“ не вышло из его парижской мастерской. Но если бы он остался в Советской России, то, безусловно, был бы уничтожен НКВД, как десять из тринадцати им изображенных для этого альбома деятелей коммунистической партии, обвиненных в в причастности к „право-троцкистской“ оппозиции», «заговору военных» и т. п. Из тех, кого писал Анненков, в живых остались лишь забытый сейчас коминтерновец, индус М. Рой, уехавший в Индию, где стал видным философом-материалистом, А. В.Луначарский, попавший в опалу, и высланный Сталиным полпредом в Испанию, куда, не доехав, умер и К. Е.Ворошилов, чья долгая жизнь нам слишком известна. Литографированные портреты деятелей большевистской партии, руководителей Советского правительства и Красной Армии вошли в роскошный альбом Ю. Анненкова «Семнадцать портретов» (1926 г.), прекрасно отпечатанный ГИЗом. В нем два портрета Л. Троцкого, четыре портрета «хозяина» Петрограда Г. Зиновьева, а также портреты Л. Каменева, Вс. Мейерхольда, К. Радека, В. Антонова-Овсеенко, Э. Склянского, В. Зофа, Н. Муралова, А. Енукидзе, К. Ворошилова, М. Роя и А. Луначарского. В своих мемуарах «Дневник моих встреч. Цикл трагедий» Анненков писал о судьбе этого альбома: «В 1928 году, через два года после выхода в свет моего альбома, этот альбом был по приказу Сталина изъят в СССР из всех библиотек, магазинов и частных собраний и предан уничтожению, за исключением страницы с портретом К. Ворошилова, ставшего сталинским приверженцем. До следующих поколений мой альбом не дошел. Троцкий был убит, Мейерхольд погиб в тюрьме, Каменев расстрелян, Радек умер в тюрьме, Антонов-Овсеенко расстрелян, Зиновьев расстрелян, Склянский погиб при странных обстоятельствах, Зоф расстрелян, Муралов расстрелян, Енукидзе расстрелян . Сразу же после напечатания моего альбома я получил в Париже через советское полпредство, пять авторских экземпляров и четыре раздарил моим знакомым. Пятый сохраняется у меня до сих пор. В 1956 году сразу же после десталинизации приезжал ко мне один американский библиофил и предлагал мне за него 600 000 (старых) франков. Я отказался продать альбом». Юрий Анненков, находившийся в расцвете своего таланта, когда создавались эти портреты, был не только большим мастером, психологом, но и провидцем. Вглядитесь, например, в портреты Вс. Мейерхольда и К. Радека. Разве не лежит на этих лицах печать судьбы, каким-то чудом уловленная Анненковым? А как задумчиво-грустно глядит с листа эстет и эрудит А. В.Луначарский, несмотря ни на что остающийся лучшим министром культуры и просвещения в советское и постсоветское время. Коротко о тех, кто изображен на портретах: Троцкий Лев Давидович (8 ноября 1879 — убит по приказу Сталина в Мексике 21 августа 1940) — Нарком по военным и морским делам, Председатель Революционного военного совета РСФСР (СССР). Член Политбюро РКП (б) в 1919—1926 гг. Зиновьев Григорий Евсеевич (23 сентября 1833 — расстрелян 25 августа 1936 в Москве) — Председатель Петроградского (Ленинградского) Совета, Председатель Исполкома Коминтерна. В 1912—1926 гг. член Политбюро РКП (б). Каменев Лев Борисович (18 июля 1883 — расстрелян 25 августа 1936) — Член Политбюро РКП (б), заместитель Председателя СНК РСФСР (СССР) и СТО РСФСР (СССР). Радек Карл Бернгардович (31 октября 1885 — убит в тюрьме в Верхнеуральске 19 мая 1939) — Член ЦК РКП (б), член Исполкома Коминтерна, публицист, сотрудник газет «Правда» и «Известия». Склянский Эфраим Маркович (12 августа 1885 — погиб в США при загадочных обстоятельствах. Видимо, по приказу Сталина был убит во время катания на лодке по озеру Эдион в штате Нью-Йорк 27 августа 1925). Ближайший сотрудник Л. Д.Троцкого, заместитель Председателя Реввоенсовета РСФСР, Председатель «Армторга». Муралов Николай Иванович (1877 — расстрелян в Москве 1 февраля 1937) — Командующий войсками Московского военного округа, Северо-Кавказского военного округа, ректор сельско-хозяйственной академии им. К. А.Тимирязева, член ЦК ВКП (б). Антонов-Овсеенко Владимир Александрович (21 марта 1883 — расстрелян в Бутырской тюрьме 10 февраля 1938) — Начальник Политуправления РВС СССР, дипломат, публицист. Енукидзе Авель Софронович (19 мая 1877 — расстрелян 30 октября 1937) — Член ВЦИК, секретарь ЦИК СССР. Был обвинен как одна из ключевых фигур заговора военных. Зоф Вячеслав Иванович (декабрь 1889, Волынская губерния — расстрелян 20 июня 1937 на Бутовском полигоне). Член Реввоенсовета Балтийского флота и Комитета обороны Ленинграда, комиссар при командующем Морскими силами СССР, член Реввоенсовета СССР. Рой Манабендра (21 марта 1887 — 25 января 1954) — Индийский коммунист, член Исполкома Коминтерна, крупнейший индийский философ-материалист. Рой Ворошилов Климент Ефремович (4 февраля 1881 — 2 декабря 1969, Москва) — Советский партийный, военный и государственный деятель. Один из первых маршалов СССР. Луначарский Анатолий Васильевич (23 ноября 1875 — 26 декабря 1933, Ментона, Франция) — Активный участник Октябрьской революции 1917 года, первый нарком просвещения РСФСР, писатель, публицист, драматург, критик, искусствовед, академик АН СССР. Умер в Ментоне по пути в Испанию, куда был назначен Полпредом СССР. Похоронен на Красной площади в Кремлевской стене. Мейерхольд Всеволод Эмильевич (9 февраля 1874 — расстрелян 2 февраля 1940 в Бутырской тюрьме) — Театральный режиссер, актер, реформатор русского театра. После революции один из руководителей ТЕО Наркомпроса. Народный артист РСФСР. Член РКП (б). Художественный руководитель Московского театра революции, Театра им. Мейерхольда. Эта папка с семнадцатью портретами видных большевиков более чем уникум. Она хранится в известном библиофильском собрании А. А. и С. А. Венгеровых, с готовностью предоставивших единственный сохранившийся в России экземпляр альбома для публикации и выставки в журнале «Наше наследие», приуроченной к 90-летию смерти А. А.Блока. Из семнадцати портретов, собранных в папке-альбоме, мы публикуем тринадцать, считая возможным представить по одному изображению каждого персонажа. Мы также печатаем статью об анненковском портретном цикле, принадлежащую перу А. В.Луначарского. Как и портреты, которые анализирует нарком, сейчас она практически неизвестна. В блестящем, кратком и выразительном тексте Луначарского, интеллектуала и умницы, соединяется талант критика-искусствоведа, стилиста, аналитика пластического языка художника и мироощущение красного царедворца, каким тоже был нарком. Но сама статья вполне адекватна предмету анализа и раскрывает неожиданные черты и тенденции в виртуозной портретной графике Юрия Анненкова". Источник: В. Енишерлов. «Наше Наследие», 2011 Читать вступительную статью Луначарского, написанную, когда портреты только вышли, особенно занимательно после предыдущей статьи. А.В.Луначарский. Семнадцать портретов. Рисунки Ю. Анненкова (…) Все, что мною сказано, могло бы быть отнесено ко многим очень хорошим портретистам-реалистам. Но Анненков резко отличается от них. Художник-реалист может придать своему объекту исполненную вкуса живописную позу, он может, не удаляясь от реальности, достигать чисто художественных эффектов путем освещения и подбора красок. Однако современная живопись, прошедшая через импрессионистские школы, не удовлетворяется такой обработкой деятельности. В живописи последних десятилетий, я разумею в ее ищущей части, возникло острое стремление в каждом произведении искать конструктивной законченности. Рисунок, картина должны как бы вырастать в какой-то сложнейший кристалл, все формы которого подчиняются неуловимому сложно-ритмическому закону, чья власть сразу чувствуется зрителям. Левые художники в своих исканиях часто делали огромную ошибку в угоду такому чувству стиля, до конца принося в жертву реальность. Но для многих наблюдателей было ясно, что неизбежно должен наступить синтез, когда живопись вновь будет изображать, воссоздавать действительность или подобие ее, но не подчиняясь естественным формам, а конструктируя из них свою композицию, насквозь проникнутую стилем и в то же время говорящую на языке всем понятных образов. Анненков новой серией портретов деятелей Революции решительно и успешно вступает на этот путь. И не знаешь, чему больше дивиться в этих превосходных портретах: их глубокому реалистическому содержанию или искусной гонке плоскостей, из которых виртуозно строит свои образы этот художник-конструктор. (…) Мы недавно потеряли заслуженного борца Революции т. Склянского. Мы можем теперь сказать, что он по крайней мере оставил после себя четкий и верный свой образ. У Анненкова есть незаконченная картина на ту же тему, на которую написан красочный рисунок, воспроизводимый в настоящем альбоме. Интересен сам сюжетный подход к портрету. Тов. Склянский воспринят художником, как один из центральных мозговых узлов организма, к нему с разных сторон подходят центростремительные нервы, их ветви, в нем перерабатываются директивы, которые тотчас же текут вновь в пространство и где-то создают целесообразную реакцию. Целая коллекция инструментов такого рода управления окружает т. Склянского, как одного из центральных распорядителей Красной армии. И среди них он стоит исполнительный, весь отдавшийся этой внутренней работе внимательного вслушивания в голоса телефонов и телеграфов, их быстрой и точной переработки в распоряжения. Портрет доведен при большом внешнем сходстве почти до абстрактной формулы — вот вам центральный агент Революционного государства. Можно остановиться на любой детали лица, фигуры, антуража и каждый раз вывести что-нибудь новое и поучительное. Из портретов ныне живущих товарищей на первом месте и по числу, а отчасти и по качеству стоят портреты т. Зиновьева. Есть его профильные портреты справа и слева, на обоих лежит печать задумчивости, может быть даже некоторая усталость, но, вместе с тем, это могучая голова трибуна, где вихрь волос, словно взбудораженных революционной бурей, создает странный, но характерный аккорд со спокойным, полным решимости, лицом . Еще интереснее портрет ан-фас. Здесь еще больше спокойствия, здесь революционный трибун изображен и момент отдыха. Чрезвычайно интересна при этом зоркая внимательность глаз спокойных, но в то же время озаренных каким-то особым светом. Трактовка губ, щек и подбородка, нисколько не умаляя общей энергичности облика, свидетельствует о перенесенном колоссальном труде. Вы видите гранитную человеческую волю, источенную испытаниями, заботами, напряжениями, порою мучительными столкновениями с тяжелой действительностью. (…) Превосходен красочный портрет т. Каменева. Здесь мы имеем перед собой совершенно живую улыбку, улыбку добрую, ласковую, чуть-чуть хитроватую. Доброта без всякого лукавства граничит иногда с дряблостью, а улыбка т. Каменева, наблюденная Анненковым, — это умная доброта. Одно из качеств, необыкновенно важных в нашем обширном государственном хозяйстве. Совсем иначе трактует Анненком т. Троцкого в двух портретах. Здесь конструктивист возобладал в Анненкове над реалистом. Это словно не портрет живого Троцкого, а рисунок, сделанный с какой-то очень талантливой гранитной статуи т. Троцкого. Нет, здесь уже нет ни капли ни доброты ни юмора, здесь даже, как-будто, мало человеческого. Перед нами чеканный, граненый, металлически-угловатый образ, притом внутренне стиснутый настоящей судорогой воли. В профильном портрете, родственном известному монументальному анненковскому портрету т. Троцкого, к этому прибавлена еще гроза на челе. Здесь т. Троцкий угрожающ. Анненков придает т. Троцкому люциферовские черты. Я, конечно, оставляю целиком на ответственности художника такую характеристику т. Троцкого. Я, ведь, здесь не его характеризую, а стараюсь передать на словах трактовку его Анненковым. А у этого художника огромный диапазон. Посмотрите, как он сделал т. Радека. Я никогда прежде не замечал, в какой огромной мере внешний стиль т. Радека созвучен эпохе 30−40 годов. Если бы мы не знали т. Радека и посмотрели на этот лист, мы наверное сказали бы, что на нем изображен какой-нибудь крупнейший современник Шлейермахера и Гумбольда. Но прежде всего мы непременно сказали бы, что это крупнейший их современник: так полон здесь мыслью полуглобус лба, такие здесь ушедшие в себя, едва смотрящие на мир из-под круглых стекол, глаза философа. Мы, которые знаем т. Радека, скажем, что он не весь здесь. Мы знаем, его блещущее остроумие, его едкую насмешливость, подчас доходящую до озорства какого-то мудрого гамена. Но за этим образом т. Радека, конечно, таится тот серьезнейший мыслитель, которого разглядел в нем Анненков. Упоняну еще о сильном и необычайно схожем портрете т. Муралова, о полном экзотики и живописно прекрасном портрете т. Роя, об удачном профиле т. Енукидзе. Положительно химеричен, фантастичен и сверкающе виртуозен портрет т. Мейерхольда, взятого в плоскости самоуверенного и талантливого эксцентрика. Смею добавить, что ни одно из моих изображений, какое я знаю, будь то рисунки или фотографии, не может даже сравниваемо с превосходным листом, который посвятил моей особе художник. На высоком уровне стоят и остальные портреты т. Ворошилова с конем на заднем плане, т. Зофа, Антонова-Овсеенко. Да, талант Юрия Анненкова и неподражаемая техника Гиза преподносят не одному только нашему поколению такой прекрасный подарок. Еще работы художника