Ещё

Готическая история: где в России можно жить в средневековых замках 

Готическая история: где в России можно жить в средневековых замках
Фото: Forbes.ru
Готический замок «Гарибальди» в селе Хрящевка, Ставропольский район, Самарская область
Собственник: бизнесмен Олег Кузичкин, в прошлом — основатель и владелец сети магазинов «Фабрика качества»
Условия владения: в личной собственности
Перед въездом в Хрящевку, в 30 км от Тольятти, появляются дорожные столбики с надписями «В имение Гарибальди». Хрящевка находится в 30 км от моногорода Тольятти, известного своей урбанистичной застройкой, зато под Хрящевкой на территории в 6 га самарский предприниматель Олег Кузичкин возвел гигантский замок в неоготическом стиле. Башенки-пинакли, скульптуры-горгульи, арк-аркатурные своды и стрельчатые завершения оконных проемов — все как полагается, но на современный манер. Авторы проекта — архитекторы Валерий Сеглин и , художник Сергей Каренгин и Алексей Чебоксаринов и скульптор Виктор Шувалов — взяли за основу неоготический стиль, творчески переработав его в духе европейской романтической архитектуры с элементами викторианской эпохи.
Владелец замка — известный человек в Самарской области: когда-то он первым познакомил жителей с «ганноверскими» сосисками и долгое время удивлял аппетитными мясными запахами в магазинах принадлежащей ему сети «Фабрика качества». Мясная продукция выпускалась под брендом «Гарибальди», необычное название интриговало и привлекало клиентов.
Позже Кузичкин продал и сеть, и производство, и увлекся возведением готического новостроя.
Объем вложенных в «Замок Гарибальди» инвестиций не раскрывается. Работы начались в 2006 году. Достроить обещают в этом году.
У самого замка дорога заканчивается. Но можно пройти ниже, к живописному пляжу с чистым мелким песком и выходом к прозрачной воде Жигулевского моря. На пляже возведена речная пристань и просторный (примерно 1000 кв.м.) павильон в марокканском стиле. Из местных СМИ известно, что к павильону примыкают бассейны, а сам он, предположительно, будет использоваться как площадка для различных торжество и мероприятий. Несмотря на отсутствие официальной информации, местным журналистам удалось узнать и другие детали. В частности, о скором открытии на территории «Гарибальди» luxury-отеля на 6-7 номеров, ресторана и развлекательной зоны на крыше замка, на площадке, вымощенной брусчаткой.
Известно и о планах проведения в замковом комплексе различных фестивалей и даже рыцарских турниров в исторических костюмах. Администратор замка Юлия Хорохорина отказалась назвать любые детали проекта, подтвердив лишь факт того, что пока замок закрыт для официальных мероприятий.
Но и в своем сегодняшнем виде «Гарибальди» стал одной из самых популярных площадок для неофициальных фотосессий среди окрестных (иногда заезжают и туристы из соседних областей) жителей.
Трактир и рыбалка в парке-отеле «Замок Понизовкина» в Ярославской области
Собственник: , вице-президент ГК «Ташир» и его супруга Валентина Казарян
Условия владения: в личной собственности
«Замок Понизовкина» хоть и выглядит как «с иголочки», но в полном смысле слова новоделом отнюдь не является. Его создание началось с бурной строительной деятельности ярославского крепостного Никиты Петровича Понизовкина. В 1840 году он построил первый в губернии паточный завод. Выкупившись на свободу, Понизовкин стал купцом и через несколько лет рядом с паточным заводом построил огромное по тем временам химическое производство. Это — один из последних существенных фактов об отце-основателе будущего замкового комплекса: вскоре Никита Понизовкин внезапно и бесследно исчез, его судьба не известна и по сей день. Спустя 11 лет тем же таинственным образом пропала и купеческая жена Анна Васильевна. Из архивных источников известно, что Понизовкины были связаны со старообрядческой сектой странников (второе название — «бегуны»). Неудивительно, что потомки столь таинственных родителей тоже оставили о себе необычную память.
Производственные активы достались трем сыновьям. Один из них, Никита, пригласил петербургского архитектора Николая Лермонтова, который построил в 1912-1914 годах на территории завода небольшой особняк. Это строение со сложной композицией и выразительными силуэтами в стиле модерн, романском и готическом духе и называют сегодня «Замком Понизовкина».
Рядом с ним поставил свой дом и брат Андрей. А неподалеку расположились конюшня, оранжерея, склад, парк, резная и кирпичные дачи. После революции особняк и все постройки национализировали, а после Второй Мировой в особняке открыли клуб. С годами особняк ветшал, но его судьба мало кого волновала — вокруг находились более привлекательные производственные активы. Их собственники часто менялись в советские времена Волжский химический завод Понизовкиных стал Ярославским крахмало-паточным комбинатом, а в 2004 году он обанкротился. Спустя три года от комбината остались одни руины: были разобраны и проданы даже железнодорожные рельсы.
В таком плачевном состоянии остатки комбината и приобрел вице-президент ГК «Ташир» Тигран Казарян. Чем его привлекли руины? «Завода к этому времени уже не существовало, зато частично уцелели исторические памятники. А места вокруг — красивейшие», — рассказал Forbes Life Тигран Казарян.
Были снесены и вывезены все советские постройки, на территории в 20 га осталось более 11 сооружений-памятников архитектуры конца XIX-начала ХХ веков. Вместе с остальными историческими постройками господину Казаряну достался и обветшавший особняк Никиты Понизовкина-младшего. «Так и появилась идея построить на исторической территории современный туристический комплекс». Начались долгие строительные и реставрационные работы.
Объем вложенных инвестиций Казарян оценил более чем $20 млн (включая расходы на покупку завода).
Сегодня в восстановленных интерьерах замка работают экскурсионные программы, организуются фотосессии, работает трактир и летний ресторан. «Все эти услуги пользуются спросом, а в летний сезон — рыбалка и продажа живой рыбы», — утверждает Тигран Казарян. Проходят в замке фестивали, концерты и светские рауты (например, выступал ).
По подсчетам Казаряна, за 2017 год замок посетило более 7000 человек. «Это при том, что продолжаются активные реставрационно-строительные работы», — поясняет Казарян. По его словам, за проектирование отвечают несколько ярославских фирм, а сама реставрация ведется под наблюдением местного Департамента культуры. Сам же Тигран Казарян лично руководит всеми работами.
«Замок Понизовкина» входит в состав историко-культурного комплекса «Вятское» (основной инвестор — ярославский бизнесмен и меценат Олег Жаров). В 2008 году он купил небольшую усадьбу Вятское XIX века и за десять лет превратил ее в комплекс из 13 (!) музеев, гостиницу, ресторан и восстановил множество памятников архитектуры и достопримечательностей — от источников и купелей до райского сада с птицами и животными и старообрядческого храма. Если Вятское — это отдых и развлечения для среднего класса, то замок Понизовкина позиционируется как услуги luxury-формата.
В планах — разместить в трех реконструированных исторических зданиях гостиничные номера и построить 30 коттеджей с общим числом гостей до 450 человек. Также Казарян намерен построить рестораны, два конференц-зала, теннисные корты, детские игровые площадки, СПА-центр с большим плавательным бассейном, благоустроить территорию волжской набережной. И даже построить большой причал для остановки круизных лайнеров и яхт-клуб для маломерных судов. «Реализация всех этих планов потребует еще одного миллиарда рублей», — утверждает Тигран Казарян.
Ресторан-пивоварня, отель и музей инквизиции в замке Нессельбек, поселок Орловка Калининградской области
Собственник: калининградский бизнесмен
Условия владения: в личной собственности
Замков, построенных Тевтонским орденом, в Калининградской области немало. Но львиная их доля находится в руинированном состоянии или передана в управление (мягко говоря, не самое эффективное).
Нессельбек хоть и являет собой лишь копию настоящего средневекового замка, но сегодня это единственный в области объект, который удалось сделать коммерчески прибыльным и привлекательным для туристов со всей России и даже зарубежья.
Идея заработка на средневековом life-style местному предпринимателю (в области его знают как владельца компании «Империя мехов») пришла почти десять лет назад. Историю приобретения земли под строительство замка Бондаренко не раскрывает. Известно лишь, что с самого начала у бизнесмена был четкий план — тщательно спроектировать и построить качественную и убедительную копию средневекового замка, а затем открыть в его необычных интерьерах в духе неоготики luxury-отель и ресторан с собственной пивоварней (все-таки всего лишь 70 лет назад эти земли принадлежали Восточной Пруссии).
Бондаренко удалось максимально приблизиться к исторической правде: отельные интерьеры выдержаны в средневековом стиле с его громоздкой, массивной мебелью, кожаной обивкой кроватей и стульев, цветными витражами вместо стекол. Доступны при этом и блага цивилизации— просторные номера и ванные комнаты, спутниковое телевидение, кондиционеры.
Отель и ресторан-пивоварня с четырьмя сортами собственного пива и возможностью наблюдать за тем, как это пиво варят — главные статьи доходов для Валерия Бондаренко. Но не единственные: замок зарабатывает на проведении государственных и православных праздников, корпоративных и частных вечеринках, детских утренниках. А также, как водится, на многочисленных рыцарских турнирах и фотосессиях в средневековых интерьерах и рыцарских доспехах. Отдельная строка доходов — продажа сувениров в лавке и услуги СПА-центра.
«Изюминкой» своего замка владелец считает открывшийся в декабре 2012 года музей средневековых пыток и наказаний (детей пускают в сопровождении взрослых).
Развивать проект Валерию Бондаренко помогает дочь, 31-летняя Юлия Дмитревская. В планах владельцев — расширение ресторанно-гостиничного комплекса (например, планируется увеличить зал для торжеств до 300 человек) и строительство крытого манежа для рыцарских турниров.
Музей марципана в Бранденбургских воротах XVII века, Калининград
Собственники: и Юлия Печенкина
Условия владения: аренда у города музейных площадей, производственные мощности в личной собственности
От Браденбургских ворот, массивной кирпичной постройки XVII века в неоготическом стиле, с толстыми стенами, остроконечными декоративными фронтонами, гербами и медальонами, легко добраться и до самого Браденбургского замка. Основанный Тевтонским орденом в XIII веке, ныне замок лежит в руинах. Ворота же отлично сохранились (в свое время их основательно реставрировали) и по сей день выполняя свою транспортную функцию: через два арки со стрельчатыми завершениями активно движется городской транспорт.
В июне прошлого года прямо в Браденбургских воротах открылся необычный частный музей «Кенигсбергский марципан».
Владелец — бывший инженер и местный предприниматель 32-х летний Михаил Попов.
Чем так заинтересовал марципан молодого бизнесмена? Несколько веков марципан был известным гастрономическим брендом Восточной Пруссии и самого Кенигсберга, где выпекался исключительно по собственной рецептуре (в нем, например, есть розовая вода, но полный состав ингредиентов держится в секрете). После присоединения прусского города к России последняя сохранившаяся кенигсбергская фабрика переехала в Баварию, а в советском Калининграде про местный деликатес на долгие годы забыли.
В 2015 году Попов купил небольшую производственную линию в поселке Константиновка Гурьевского района и открыл там небольшое производство (на 74 кв. м.) марципанов. Традиционные сладости производились под старинным кенигсбергским брендом Pomatti в честь братьев-итальянцев Поматти, открывшими в начале XIX века первую в Кенигсберге марципановую фабрику.
Попов утверждает, что проблем с авторскими правами и наследниками не было. Уже в следующем году производство расширилось до 130 кв.м., а летом 2017 года переехало в новое, отремонтированное здание площадью 700 кв.м.
Идея создания музея появилась случайно. Из Европы Попов часто привозил исторические артефакты, связанные с марципановым производством. Так, полтора года назад купил в Берлине «Книгу рецептов 1901 года». Еще одну книгу, уже 1937 года, Попов приобрел на  за 18 тыс. рублей». С блошиных рынков Лондона и немецких городков привез множество других предметов, связанных с производством — старинные формы и кондитерский инвентарь, книги, счета, исторические фотографии и сувенирные изделия из марципана (например, макет знаменитого кафедрального собора, что находится на острове Канта). Так и появилась мысль открыть музей.
С выбором площадки Попову помогли в правительстве области и  и туризма: предложили аренду музейных площадей (100 кв.м.) на пять лет по фиксированной цене с условием содержания исторических интерьеров в надлежащем виде.
Музей открылся в июле 2017 года в исторических интерьерах Браденбургских ворот. В зале под готическими сводами расположились сотни экспонатов, а примыкающее к залу крохотное соседнее помещение заняла небольшая лавка — там туристам охотно продают марципан и шоколад собственного производства и поят их марципановым кофе. Торгуют, правда, не только кенигсбергским марципаном. У Попова есть контракты с четырьмя основными немецкими старейшими производителями марципана.
Объем инвестиций в музей составил порядка 5 млн рублей. Михаил Попов утверждает, что музей стал рентабельным буквально через несколько месяцев, однако норму прибыли не раскрывает.
Есть в Калининграде и еще один музей марципана, который в 2011 году его открыла семья Тороповых. Музей находится в парке Юности, в полуподвальном помещении и работает лишь два дня в неделю. Тороповы считают Михаила Попова нарушителем авторских прав и всячески стараются привлечь внимание общественности к факту того, что их музей появился первым. Попов же не считает, что чем-то ущемил коммерческие и правовые интересы Тороповых, утверждая, что права бренд не регистрировались, а совместные действия лишь развивают конкуренцию на общем маленьком рынке.
Форматы обоих музеев действительно мало пересекаются. У Попова — историческая экспозиция с ценными артефактами, а Тороповы в первую очередь развивают формат художественных мастер-классов (один из основателей — член Союза художников России Петр Торопов). В качестве экспонатов, в основном, представлены марципановые сувениры и исторические фотографии. Привычная аудитория — семьи с детьми. Музею Попова всего за год удалось стать заметным пунктом туристического маршрута.
Сегодня ООО «Поматти» производит линейку из 50 наименований марципанов и линейку шоколада. Торгует ими сеть «Марципановый домик», также принадлежащая Михаилу Попову и его семье. До конца года к местной сети из шести домиков, добавятся еще три: в Перми, Челябинске и Тюмени. Продаются марципаны от «Поматти» в Москве, Питере и Екатеринбурге, утверждает Попов. В планах — дальнейшая популяризация старинного кенигсбергского гастрономического бренда.
Видео дня. Как сложились судьбы «Неуловимых мстителей»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео