Участие в фестивалях еды не помогло продвижению уральских фермеров
Концепция двух фестивалей широка, как Байкал: еда вообще и кухня народов мира. Возможно, стоит ожидать патриотизма от третьего, поддержанного областными и городскими властями? - Барбекю - это лишь способ приготовления. Так можно делать не только мясо, но и каши, пироги - было бы желание, - объясняет "иностранное" название фестиваля барбекю его организатор Наталия Черепанова. По ее словам, одна из миссий мероприятия - развитие рынка фермерской продукции, производителей привлекают программами лояльности, иногда даже предоставляя им места бесплатно. Но не всегда и не всем. - В этом году мы на фестивали не ездим, - говорит фермер Андрей Белкин. - По мере раскрутки таких мероприятий организаторы начинают завышать цены - от 5000 рублей с хозяйства, сложно остаться в плюсе. Кроме того, в фестивале участвуют ради рекламы и налаживания новых каналов сбыта. И если с первой все хорошо, то со сбытом… Покупатели не готовы ехать в нашу единственную торговую точку на Уралмаше. - Выгодно участвовать тем, кто предлагает конечному потребителю конечную продукцию - бери и готовь, - рассуждает Алексей Воложанин, владелец специализированного портала. - С живыми курами или поросятами тут делать нечего, одни убытки. Разве что детей порадовать. Форелевая ферма из Михайловска не первый год присутствует на гастрофестивале, а по продажам выходит "в ноль". - Фестиваль - это канал связи с аудиторией. Культура потребления рыбы у нас развита неважно, а здесь мы имеем возможность встретиться с покупателем лицом к лицу, рассказать ему, как правильно потрошить тушку, как отличить свежую форель от не очень свежей и так далее, - рассказывает одна из собственников фермы Екатерина Сбоева. Как только станет понятно, что именно является уральской спецификой, такой, как тульский пряник или астраханский арбуз, вокруг этого построят грандиозный кулинарный праздник В целом рынок местной фермерской продукции организаторы фестиваля характеризуют как нестабильный: одни хозяйства разоряются, у других небольшие объемы производства или проблемы с доставкой, так что нет смысла преодолевать входной "ценз". Ограниченность сырьевой базы, по мнению экспертов, препятствует развитию самого понятия "уральская кухня". - Как только определят, что является уральской спецификой, такой, как тульский пряник или астраханский арбуз, построить вокруг этого грандиозное мероприятие проблем не будет, - уверена Наталия Черепанова. Между тем в Свердловской области уже проводятся интересные "специализированные" мероприятия, не имеющие такого рекламного ресурса, как екатеринбургские фестивали. Наиболее масштабное из них - фестиваль "Яблочный Спас" в Нижней Синячихе, единственном на Среднем Урале музее деревянного зодчества, в фондах которого имеются действующие русские печи. В программе участвует бесплатно больше десятка местных фермерских хозяйств и подворий с шаньгами и квасом. - Поскольку мы музей, то знакомим с историей, с народной кухней, соответствующей празднику Преображения. В свободной, импровизационной форме передаем традиции выпекания хлеба, мочения яблок, - рассказывает Валентина Ращектаева, директор учреждения культуры. Кулинарная традиция Сухого Лога - блинный фестиваль в День города. На гигантской жаровне выпекают блин двухметрового диаметра из 30 килограммов теста. Его смазывают четырьмя литрами сгущенки и поедают коллективно. В Камышлове с 2014 года проводится фестиваль "Земляничный джем", посвященный вкуснейшей лесной ягоде. Как сообщили "РГ" в отделе экономики администрации городского округа, производители за участие не платят. На прошлом фестивале три десятка участников представили земляничное варенье, пироги и булочки с земляничным джемом, трое садоводов "выступили" с рассадой и свежими ягодами земляники и клубники, а также с цветами. Кроме того, здесь традиционно пекут самый большой земляничный пирог. В 2017-м получилось десять метров, в этом - рекорд планируется превзойти и состряпать уже 15-метровую вкуснятину. - Энтузиасты есть, они пытаются что-то сделать, но страна большая, и о них никому неизвестно, - констатирует Андрей Парамонов, президент Национальной ассоциации гастрономического туризма. - Нет взаимосвязи между обществом, бизнесом и властью; никто им не помогает, в том числе в вопросах продвижения.