Войти в почту

Гигантский баян запечатлеет на века

Московский фотограф Григорий Кеймах вместе с энтузиастом пленочной фотографии Артемием Перевозником и кинорежиссером Павлом Лунгиным создал гигантскую фотокамеру размером с целую комнату. — Этим фотоаппаратом на колесах можно делать фотографии размером 50 на 60 сантиметров по старинным технологиям, которые мы с коллегами восстановили, — рассказал Григорий Кеймах «ВМ». — Камеру мы собирали из подручного материала. Главными «донорами» стали старинный деревянный платяной шкаф конца XX века и фрагменты промышленной упаковки — большие панели из древесно-стружечной плиты. Все это обнаружили на свалке, для колесной основы нашли старый прицеп и пару автомобильных колес. Главное достоинство нашей камеры в том, что она независима от электричества. Немаловажно, что это фотоаппарат-фотолаборатория. Как отметил коллега Григория Кеймаха по проекту Артемий Перевозник, самая большая сложность возникла при создании мехов — «гармошки» для камеры. Никакого подручного материала найти не смогли, и тогда пришла идея использовать настоящую гармонь. Тут пригодились два разбитых баяна и меха от них. Внутри камеры места немного — сидеть может только фотограф. Используется техника амбротипии (фотографии на стекле) и ферротипии (фото на жестяных пластинках). В отличие от современных цифровых фотографий изображение на этих снимках может храниться столетиями, по крайней мере на сделанных в этой технике изображениях, которые собраны музеями. Оно четкое и ясное, как будто эти фото были сделаны вчера. Изобретатели планируют путешествовать с этой камерой по России и фотографировать людей. Впервые они показали ее на выставке «Здесь и сейчас», которая проходит в Центральном Манеже. Посетители с удовольствием фотографировались на этот чудо-аппарат. — Сделайте меня более красивой, подретушируйте, пожалуйста, — просила фотографов Антонина Сидорова. Каково же было ее изумление, что фотошоп в данном случае сделать невозможно, как и ретушь. Все как в жизни. — Ой, какая я... Другая и взрослая! — удивлялась Антонина, когда из темной комнаты ей вынесли показать еще мокрый снимок. Для облегчения процесса трое фотографов сделали еще и «публичную» проявку. Для этого рядом с камерой соорудили небольшую комнату из фанеры с узкими полосками прозрачного красного пластика, чтобы внутри было темно, а снаружи зрители могли наблюдать за всеми манипуляциями. Необходимые для обработки снимков реактивы пришлось разводить в пластиковых ведрах, настолько массовым оказался поток желающих запечатлеть себя с помощью чудо-аппарата. — Сейчас интерес к старинным технологиям, как и вообще к истории, сильно вырос. Молодежь, никогда не видевшая магию появления черно-белых снимков на фотобумаге, с удовольствием покупает старые фотокамеры и пленку, с увлечением пробует свои силы в фотоискусстве. С черно-белыми фотографиями, как показала практика, ничего не происходит даже за сто лет — правда, при условии, что они качественно сделаны. Из-за смены программного обеспечения, сбоя серверов множество фотоархивов было потеряно. А с аналоговыми фотографиями риск их утраты совсем невелик, особенно если они сделаны аналоговым способом и с соблюдением всех технологий, — говорит Василий Прудников, директор Института профессиональной и любительской фотографии.

Гигантский баян запечатлеет на века
© Вечерняя Москва