Как дирижер научил кремлевские куранты играть главную мелодию страны

В августе 1996 года кремлевские куранты впервые исполнили новый Гимн России, которым в те времена была «Патриотическая песня» композитора Михаила Глинки. Новой мелодии кремлевские колокола «обучил» экс-руководитель президентского оркестра, дирижер, композитор и народный артист России Павел Овсянников. История с Гимном России вышла драматическая. От державного «Союза нерушимого» уже отказались, а ничего нового еще написано не было. Старинная песня царских еще времен «Боже, царя храни» тоже не подходила к историческому моменту. Поэтому постановлением Верховного Совета РСФСР от 23 ноября 1990 года в качестве компромиссного варианта мелодия Глинки была единогласно утверждена в качестве Государственного гимна. Правда, гимн получился без текста — общепринятых слов к «Патриотической песне» не было. Научить куранты Спасской башни гимну оказалось делом непростым. По словам Павла Овсянникова, инициатива исходила лично от президента Бориса Ельцина. Специалисты приступили к обследованию механизмов, приводящих в действие колокола, и пришли к плачевным выводам — всю механику нужно менять. Однако это предприятие обошлось бы в солидную сумму, поэтому кремлевское начальство обратилось к дирижеру Павлу Овсянникову. — Сколько раз я поднимался на Спасскую башню, уже и не вспомню. Объект для работы был непростой — постоянный сильный ветер, громкий вороний грай. Но приказ есть приказ, — вспоминает Павел Овсянников. Но во время исполнения оказалось, что ситуация с колоколами не так уж и плоха. В механизме кремлевских курантов установлены особые колокола — карильонные, то есть каждый имеет свою ноту. Изготовлены они были по специальному заказу, поскольку звучанию обычных колоколов ноты не присваивают. Павел Овсянников записал их звуки, чтобы иметь возможность сыграть мелодию гимна. Во время работы выяснилось, что можно обойтись и без замены механизма. Чтобы сыграть новый гимн, достаточно добавить всего три колокола. Их заказали у голландских мастеров, а пока они работали над непростым заказом, главные часы страны снабдили металлическими листами — билами. При ударе их звон был практически неотличим от колокольного. — Президент Ельцин работу принял и остался доволен, — вспоминает Павел Борисович. — Через пару лет билы заменили настоящими колоколами, так что теперь механизм курантов стал еще интереснее, чем раньше. Тут можно встретить колокола, созданные в XVII, XVIII, XIX и в конце ХХ века. Современные кремлевские куранты были изготовлены в конце царствования императора Николая I в 1851–1852 годах на заводе известных московских фабрикантов датского происхождения — братьев Бутенопов. Вид циферблатов отличается лаконизмом и контрастностью: на черной окружности в ярком обрамлении размещены позолоченные римские цифры и стрелки. Детали достаточно массивны: диаметр циферблатов составляет 6,12 метра, высота цифр — 0,72 метра, длина часовой стрелки — 2,97 метра, длина минутной стрелки — 3,27 метра. Колокола отбивают заданные мелодии благодаря особому музыкальному механизму: внутри башни расположен медный барабан, густо усеянный отверстиями и штифтами в соответствии с запрограммированными мелодиями. Это своеобразный «жесткий диск» доэлектрической эпохи. Сейчас на звоннице находятся 14 колоколов. Они вызванивают Государственный гимн в полдень и полночь, а также в 6 утра и 18 часов, «Патриотическая песня» Михаила Глинки исполняется в 3 и 9 утра, 15 часов и 21 час. Главный колокол бьет каждый час. КСТАТИ Павел Овсянников родился в Москве 2 сентября 1951 года. Окончил теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, учился в классе Карэна Хачатуряна. В 1977–1978 годах — заведующий музыкальной частью, дирижер экспериментального театра-студии Союзконцерта Министерства культуры СССР.

Как дирижер научил кремлевские куранты играть главную мелодию страны
© Вечерняя Москва