Променяли Голливуд на футбол. Почему россияне перестали ходить в кино
За два летних месяца сборы и посещаемость кинотеатров упали более чем на 15%. В спаде интереса россиян к кинематографу виноват чемпионат мира по футболу, а также отсутствие в репертуаре американских блокбастеров, уверены владельцы российских киносетей. Смогут ли прокатчики вернуть зрителей в темноту кинозалов — узнал «360». Это лето стало самым неудачным для российских киносетей за последние пять лет. По данным последнего исследования «Бюллетеня кинопрокатчика», который оказался в распоряжении «Коммерсанта», кинотеатры России и СНГ смогли заработать всего 7,44 миллиарда рублей. Это оказалось на более чем 15% ниже результата за аналогичный период прошлого года. Причем у кинотеатров заметно снизилось и число зрителей — этим летом они не досчитались 16% аудитории. Примечательно, что россиян не удалось завлечь в кинотеатр даже низкими ценами на билеты. Так, за первое полугодие 2018 года средняя цена на сеанс снизилась до 254 рублей. Плюс в определенные дни недели многие кинотеатры продавали билеты с большой скидкой. Киноманы не пришли в кино из-за отсутствия мощных релизов, объясняет руководитель отдела статистики «Бюллетеня кинопрокатчика» Мария Дружинина. По ее словам, скудные результаты обусловлены нехваткой новых зарубежных блокбастеров. «За эти летние месяцы кинопрокатчики заработали на 200 миллионов меньше, чем прошлым летом. Дело в том, что для привлечения достаточного числа зрителей кинотеатрам не хватило хотя бы одной крупной премьеры. К примеру, в прошлом году выручку в летние месяцы сделала последняя часть „Пиратов Карибского моря“ (сборы в России превысили 2,3 миллиарда рублей — прим. „360“), а этим летом подобных фильмов не выходило», — объяснила собеседница «360». При этом сборы с начала года также отстают от показателей прошлого примерно на 8%, добавила Мария Дружинина. Столь негативная динамика, по мнению аналитика, связана с падением интереса российского зрителя к иностранным картинам. «Россияне стали выбирать отечественное кино — сборы в этом сегменте выросли на 60% по сравнению с прошлым годом, а иностранный контент, наоборот, упал на 25%», — подчеркнула эксперт. Самыми кассовыми российскими картинами за первые полгода стали романтическая комедия «Лед», которая при бюджете в 150 миллионов рублей собрала 1,5 миллиарда прибыли, а также спортивная драма «Тренер» с кассовым сбором в 864,5 миллиона рублей. Захватывающий футбол Источник фото: РИА «Новости»/Кирилл Каллиников В свою очередь, владельцы российских кинотеатров винят в падении кассы завершившийся в середине июля чемпионат мира по футболу. Так, в беседе с «360» директор кинотеатра «Эпицентр» Сергей Липов рассказал, что в летний сезон заполняемость залов уменьшилась примерно на 15%. «Действительно, это лето нельзя назвать удачным для кинотеатров. К примеру, в декабре прошлого года мы ввели новый зал, но вместо новых клиентов мы получили снижение посещаемости где-то на 5%. Главная причина — это, конечно, футбол. Народ смотрел матчи мундиаля, поэтому тратил деньги в барах и на спортивных аренах, а не в кино», — рассказал Сергей Липов. С владельцем «Эпицентра» солидарны и собственники онлайн-кинотеатров, которые зафиксировали серьезный спад трафика во время мундиаля. Так, у онлайн-платформы Okko среднесуточный объем зрительской аудитории снизился на 9%. У сервиса Amediateka, который привлекает россиян платным просмотром фильмов без рекламы, число зрителей упало примерно на треть. Вдобавок низкий сезон связан с малым количеством блокбастеров в репертуаре, считает директор кинотеатров «Колизей» и «Салют» Сергей Федяков. За два летних месяца текущего года самыми кассовыми стали «Мир Юрского периода 2» со сборами в 1,2 миллиарда рублей, а также семейные мультфильмы — «Монстры на каникулах 3» и «Суперсемейка 2», которые на двоих заработали в России около двух миллиардов рублей. «Традиционно летом выходят американские блокбастеры, которые и делают основную кассу, но в этом году голливудские картины были представлены откровенно слабо. Из-за этого наша посещаемость сократилась примерно на 17%. Но к октябрю мы надеемся повысить посещаемость и сорвать куш за счет мощных релизов. К примеру, осенью выйдет продолжение „Фантастических тварей“, а релиз первой части был крайне удачным», — отметил собеседник «360». Впрочем, Сергей Липов возлагает большие надежды на предстоящий выход в прокат очередной части российской картины «Гоголь», премьера которой намечена на 30 августа. Напомним, что первая часть фильма пришлась россиянам по вкусу — кассовые сборы превысили 455 миллионов рублей. А вот американский зритель нехватку качественных картин, видимо, не ощущал. По оценкам The Hollywood Reporter, сборы кинотеатров США за второй квартал 2018 года достигли 3,3 миллиарда долларов. Наиболее успешными по сборам стали новые части «Суперсемейки» и «Парка Юрского периода», а вторая часть «Мстителей» даже побила в американском прокате рекорд первой.