Патриот воронежского фольклора. Посвящается памяти художника Петра Пономарева
Со дня рождения Петра Денисовича Пономарева исполнилось 100 лет. Перефразируя известное выражение, что наша литература выросла из гоголевской «Шинели», о нём можно сказать, что воронежские промыслы, мастера вышивки, керамики и других видов народного творчества выросли из работ Петра Денисовича Пономарева. 100 лет со дня рождения художника, пропагандиста художественных ремёсел, почётного гражданина Воронежа исполнилось на этой неделе. О нём говорить не просто – слишком много информации. С одной стороны – это хорошо. А с другой, не знаешь, что выделить, какую информацию сделать первостепенной. Пожалуй, в его жизни и творчестве всё было важным и первостепенным. Главные его черты – энциклопедические знания и патриотизм. Всё, что касалось Воронежа, его истории, этнографии и культуры – для Петра Денисовича Пономарева было святым. Художник, коллекционер, пропагандист художественных ремесел и промыслов обладал обширной информацией и щедро делился ею со всеми. – Что касается костюмов, эскизов, он был настолько патриот народного фольклора. Когда заказывали костюмы: нам бы вот так, нам бы цвет такой. А он говорит: А вы знаете, что это такое? И начинает рассказывать. «Вот эта клетка означает то-то и то-то. А вот эта, чёрная, символ чернозёма нашего. Сорока, Кичка – начинает читать лекцию. Он час прочтёт – и не заметишь время. Настолько профессионально, умно. Думаешь, а я и не замечал, хотя ещё ребёнком видел. Ходили бабушки, дедушки, а я понятия не имел. Это целая энциклопедия, – рассказал руководитель отдела культуры Хохольского района 1984 – 2004г.г. Алексей Колтаков. Огромное количество ансамблей, хоров – именитых, и более скромных – выступали в костюмах, сшитых по эскизам Петра Денисовича. Он не терпел никаких стилизаций, отсебятины и пошлости. Считал, что то, что досталось нам от предков, то, что имеет глубокие корни, должно существовать и жить вечно. – Очень большой интерес представляют рисунки, сделанные с подлинных костюмов того времени. Петр Денисович изъездил всю область, исколесил весь Воронежский край. Делал натуральные зарисовки. Но что самое интересное, он ещё и комментировал. Каждый наряд, каждый костюм – послание в будущее. Обратите внимание, здесь подробно описано, кто носил этот костюм, когда, в какое время его одевали, потому что существовали различные правила его ношения. В какое время, в какой праздник, какая девушка – молодая, женщина молодица или пожилая, так как не могли все появляться в одних нарядах. Это поясняет он в своих комментариях. Вот этот, он пишет, достался ему от его покойной матери, – рассказала заведующая библиотекой-музеем имени П. Пономарева Галина Устинова. Театральные мастерские «Узорочье» – организация известная далеко за пределами Воронежской области. В 1991 году, когда для курсов повышения квалификации художников, модельеров, закройщиков народного костюма понадобился опытный преподаватель, руководитель Татьяна Перминова стала подыскивать подходящую кандидатуру. Кандидатур было много. Но авторитетнее Петра Денисовича Пономарева никого не нашлось. Начались занятия, на которые приходили люди даже со стороны, так это было интересно. – Приходили не только сами учащиеся, преподаватели, даже люди со стороны. Сами швейники приходили: а когда часы будут у Петра Денисовича? Его послушать. Он сам настолько бережно относился к костюму. Не допускал небрежного. Если нам досталось это от предков, то и сохраните это бережно. Он мог отругать, мог на место поставить, мог поправить. И доброжелательно рассказать четко, подробно с каких времён, в каком селе, в каком периоде, связывая с историей нашего края, – отметила директор театральных мастерских «Узорочье» Татьяна Перминова. В результате появился клуб «Узорочье», членами которого за 25 лет было множество интересных людей, любящих историю русского костюма. Много молодых, энергичных и не равнодушных к культуре края благодаря «Узорочью» и Пономареву стали настоящими знатоками и мастерами. Благодаря Петру Денисовичу в Воронежской области успешно развивались традиционные ремесла. Не только вышивка, бисероплетение, но и ковроткачество, и даже керамика. Рамонская керамическая фабрика тоже заслужила внимание большого мастера. Он уделял ей много внимания. Благодаря его эрудиции, традиционные изделия становились разнообразнее, орнаменты богаче и интереснее. – В нашей творческой работе Петр Денисович много влияния имел. Он много занимался орнаментом тканей. На основе этих орнаментов мы делали изделия, – пояснил художник Николай Суворков. – Он приглашал в свою мастерскую. Она напоминала музей. И самовары, и прялки, и костюмы, и керамика. Мы подружились, и в разговорах рождалось понимание того, как должна выглядеть керамика. Е рекомендации послужили отправной точкой творческого процесса. Мы пробовали использовать символы и знаки, которые использовались в костюмах. Насколько это удалось, он это одобрил, – художник Сергей Муравьев. Петр Пономарев был не только знатоком ремёсел и народных промыслов. Он был тонким знатоком самой русской песни. Дочь Костантина Массалитинова, Наталья Константиновна вспоминает о том, как познакомилась с мастером, и как он оценил ансамбль, которым она руководила. – Мы пришли с ансамблем «Русская песня». Первое впечатление о человеке – самое правильное. Подошёл: «О, какие девочки. А я знаком с вашим папой К.И. Массалитиновым». Мы вошли и запели. Нашу воронежскую. Потом вторую песню. Он заслушался. Я посмотрела на его глаза. У него были такие добрые глаза. Заметил фальшь в костюме. Это подлинный знаток не только костюма, но всего хорового народного пения, – рассказала заслуженный работник культуры РФ Наталья Массалитинова. Он очень много сделал для Воронежской культуры, был председателем правления Воронежского отделения Союза художников. Ему присвоили звание Почётного гражданина Воронежской области. По его эскизам до сих пор мастера создают народные костюмы. Свою большую коллекцию редких вещей Петр Пономарев завещал городу и хранится она в музее – библиотеке, носящей его имя. Он очень хотел, чтобы народное искусство никогда не умирало, и сделал для этого всё возможное. Ольга Зубкова