Фестиваль средневековой музыки - MAfestival в Брюгге
С 1964 в рамках фестиваля ежегодно проходит знаменитый международный конкурс Musica Antiqua. Исполнители на органе, клавесине, фортепиано и инструментах эпохи Средневековья соревнуются в аутентичности исполнения, стилистических особенностях старинной музыки, исторически верной манере исполнения. В 2018 году Международный конкурс Musica Antiqua фокусировался на клавесине. Конкурсные дни предварили открытие самого фестиваля, создав атмосферу изысканного рококо и барокко, присущую природе клавичембало, харпсихорда, верджинала. Фото: Елена Алексеева В состав жюри входили известные клавесинисты и специалисты в области барокко: Йохан Хюис (Бельгия), Скип Семпе (Франция-США), Андреа Маркон (Италия), Кэрол Чераси (Великобритания), Менно Ван Делфт (Нидерланды) и Ольга Мартынова, преподаватель клавесина в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных, клавесина и старинного камерного ансамбля на факультете исторического и современного исполнительского искусства в Московской консерватории. Победителем Международного конкурса Musica Antiqua 2018 стал Андреа Буккарелла (Италия), который помимо награды получил возможность записывать компакт-диск с известной этикеткой Ricercar. Вторая премия досталась Александру фон Хейсену (Дания). Третью поделили Анастасия Антонова (Россия) и Криштиану Гаудио (Италия) Фото: Елена Алексеева Нынешним летом MAfestival подарил слушателям Брюгге очень интересную программу. Название, которое отразило общую концепцию сыгранных произведений, организаторы обозначили как Cherchez la femme - Ищите женщину. Честь открыть фестивальный форум выпала Бертрану Кулёру и ансамблю Le Caravanserail. В их исполнении прозвучала классика барочного жанра - опера "Ринальдо" Георга Фридриха Генделя (1711). Последующие выбранные произведения: "Венера и Адонис" английского композитора Джона Блоу, написанная около 1683 года для представления в Лондоне или Виндзоре при дворе Карла II, "Адам и Ева" чеха Йозефа Мысливечека, "Пелеас и Мелизанда" француза Клода Дебюсси и, объединившиеся в одной интерпретации, произведения Марк-Антони Шарпантье и Генри Перселла "Hail! Bright Cecilia" - все это сформировало программный концепт и настроение фестиваля. Один вечер "Hommage a Wanda Landowska" (Дань Ванде Ландовской) был посвящен портрету "пионера клавесинизма" замечательной клавесинистке Ванде. Последний день фестиваля был заявлен как: VeloBaroque - Femmes Fortes - велопробег по улицам средневекового Брюгге, среди каналов "Северной Венеции". Фото: Елена Алексеева Крупнейшая концертная площадка Брюгге — зал Concertgebouw, контрастно-неожиданно возвышающийся над готическим кружевом живописного городка, принимал участников и гостей фестиваля Musica Antiqua.Экономический и культурный пик Брюгге связывают с эпохой высокого и позднего Средневековья (XII—XV вв.). Богатство города в Средние века было огромно, о чём свидетельствуют сохранившиеся до сих пор здания, памятники и произведения искусства. В XIV веке Брюгге был центром торговли во всей Северной Европе. Состоятельность граждан Брюгге позволила им профинансировать необыкновенный расцвет наук и искусств. Фото: Елена Алексеева Уроженец Брюгге фламандский художник Ян ван Эйк, создавая свои шедевры, буквально, энциклопедически отражал на них жизнь своих современников. Изучая его полотна и алтарные росписи, можно распознавать на них среди прочего, существующие в те времена музыкальные инструменты и даже, что уникально, манеру исполнения на них. На знаменитом гентском алтаре "Поклонение агнцу" братьев Хуберта и Яна ван Эйков симметрично расположены два музыкальных фрагмента. Восемь поющих ангелов на левой половине композиции, в силу гениальности художников, по выражению лиц, положению губ, развороту головы дают нам точное, почти реальное "звучание" полифонии. Они "поют" каждый свой голос, григорианский хорал, подаривший в будущем жизнь барокко. А в правой половине другие ангелы играют на средневековой арфе, виоле и небольшом органе. Ян ван Эйк "Поклонение агнцу", Гентский алтарь. Фото: visitflanders.com Возможно, MAfestival средневековой музыки в средневековом Брюгге живет и звучит в одной тональности с городом. Как бы далеко не была от нас старина, мы обязаны ее изучать, чтобы постичь и оценить ее красоту и глубину. Прекрасный город и прекрасная музыка представшие перед нами неувядающими.