«Запрос на справедливость» становится инструментом манипуляций
История с массовой защитой «детей из Нового величия» не как граждан России, ставших жертвами спецслужб, например, а именно что «детей», «девочек» – очень полезная иллюстрация сути социального контракта, как его понимает даже самая «продвинутая» из возможных аудиторий. Основным озвучиваемым основанием протеста по защите двух участниц «Нового Величия» является не то, что дело высосано из пальца, и не то, что никакого «Нового Величия» вне оперативной операции органов не существовало, и не то, что плохо, что люди у нас сидят в тюрьмах по недостаточным и\или сфабрикованным основаниям, а то, что сидящие – это не совсем люди, «дети», «неполноценные граждане». Отсюда берутся вся метафорика митинга, эти единороги и прочее. Ответственные люди, вернее «сверхответственные», стоящие выше прочих на социальной лестнице люди – матери – защищают не совсем людей. А «12-летних» по уровню развития. Именно в силу неполноценности по мнению идеологов митинга девушек их и предлагается отпустить. «Полноценные люди», таким образом, которые не ассоциируются с единорогами и 12-летними детьми, особо в защите не нуждаются. У них матерей нет и быть, видимо, не может. Пусть себе сидят. И по делу «Нового величия» и по всем прочим. Это мне напоминает зюгановскую аргументацию против пенсионной реформы. Которая в основном сводится к тому, что женщина не является в полной мере отдельным человеком, а призвана обслуживать мужчин и внуков. И поэтому «забирать» у этого обслуживающего персонала драгоценные годы из срока обслуживания – «безнравственно», «нарушает генотип нации» и так далее. И в том, и в другом случае (и в множестве других случаев, кстати) защита идет не через какие-то универсальные возвышающие принципы – права, свободы, закон и так далее. А через, наоборот, принижение защищаемых, их «инвалидизацию» – в буквальном смысле «обессиливание», подчеркивание неполноценности по сравнению с людьми «полноценными», заслуживающими всего и в полном объеме. Сюда же благотворительность, вокруг которой сложилась у нас в стране уникальная ситуация. Когда чуть ли не 9 рублей из 10 на нее потраченных, тратятся на «детей». При том, что взрослые – рационально рассуждая – нуждаются в помощи не меньше, а больше. Не говоря уже о том, что в филантропии нуждается фундаментальная наука. Получающая благотворительное финансирование на Западе в огромном объеме. В принципе, именно эта особенность «запроса на справедливость» дает возможность практически неограниченной манипуляции. «Посадили» – «выпустили», решили двадцать единообразных проблемных вопросов двадцатью различными способами. Не создали правила, не сформулировали принципов, сохранили максимальную свободу рук. Это как раз то, о чем пишет Маргарита Симоньян – «хороший человек разобрался и решил, выйдя из отпуска». Причем, что удивительно, это не нравится устроителям митинга. Типа мы хотим, чтобы девочек выпустили прямо сейчас, под давлением общества, а не в результате кулуарных решений. Но предпосылки к такому волюнтаризму дает само общество. Оно действительно не готово хотеть универсального решения для всех. Оно хочет конкретного мгновенного решения по сиюминутной «больной» теме из повестки. Установления мгновенной справедливости здесь и сейчас. В этом смысле устроители и участники сегодняшнего «марша матерей» оказываются значительно большей опорой режима, который они так яростно обличают, чем какие-нибудь селяне из консервативных районов. Именно их требования «исключительной справедливости» по отношению к «исключительным людям» в «исключительных обстоятельствах» вместо справедливости универсальной с одной стороны создает возможность любых шагов по отношению к «обычному человеку», а с другой – фактически конституирует режим как центр высшего распределителя привилегий и апеллирует бесконечно к этой функции. Любопытно, что там, где режим по какой-то причине хочет уйти от нее – создав некие универсальные принципы и контракты, основанные на них, обычно возникают и проблемы. Сегодняшняя пенсионная реформа, монетизация льгот приснопамятная, то что воспринимается как атака на «уникальность» социальной группы и ее привилегии вызывает крайнее раздражение и протест. Так что «детей» с их единорогами из Май Литтл Пони отпустят, а взрослым это не поможет никак. Взрослые должны захотеть для себя универсального, а не исключительного «детского», «силового», «пенсионного» и прочего. С этим проблемы. И думаю, что не «пока проблемы», а проблемы навсегда. Постоянно продуцирующее квазисословия постклассовое общество универсальности не ищет, а бежит от нее куда подальше. Источник: Блог Глеба Кузнецова