Дерзкий побег стал основой фильма «Кандагар»
Двадцать два года назад, в 1996-м, состоялся немыслимый, невозможный побег, легший в основу кассового российского фильма «Кандагар». Летчики сумели увести у талибов тяжеленный транспортный самолет Ил-76. Ил-76 — слишком с ложная воздушная машина, один только движок Д-30КУ (реактивный, двухконтурный) весит почти три тонны… А всего их четыре. Казахский «Семьдесят шестой» был передан в субаренду Афганистану и возил боеприпасы из Албании в Кабул. В августе 1995 года борт экипажа был вынужден сесть в талибском Кандагаре. На 378 дней. Их было семеро: командир Владимир Шарпатов, второй пилот Газинур Хайруллин, штурман Александр Здор, бортинженеры Асхат Аббязов, Сергей Бутузов, Виктор Рязанов. И радист Юрий Вшивцев. Талибы обвинили летчиков и Россию во вмешательстве в их дела. Экипаж склоняли к принятию ислама, работе на Талибан и постоянно угрожали шариатскими казнями. Попытки России, ООН и США освободить их не удались. Летчики дерзко сбежали, учтя оплошность охраны. Это было как в Великую Отечественную, когда дерзкий Михаил Девятаев угнал с аэродрома бомбардировщик «Хейнкель»-111. ЦИФРА 118 самолетов ВВС СССР были сбиты с 1979 по 1989 год в небе Афганистана. КСТАТИ Владимир Шарпатов в 2010 году консультировал команду фильма «Кандагар» и считает, что его «не переврали», даже несмотря на то что актеров было пять, а не семь. Его самого на экране воплотил Александр Балуев. ПЛЕННИКИ БОЛЬШЕ НЕ ХОТЕЛИ БЫТЬ ЭКИПАЖЕМ Российские летчики вернулись на Родину в ночь с 18 на 19 августа — накануне Дня воздушного флота. Награды получил весь экипаж. Золотые звезды Героев России Владимиру Шарпатову и Газинуру Хайруллину вручал премьер-министр Виктор Черномырдин в Белом доме. Орденами Мужества наградили штурмана Александра Здора, инженеров Асхата Абязова, Сергея Бутузова, Виктора Рязанова, а также бортрадиста Юрия Вшивцева. А вот отношения между пережившими напряженный год плена мужчинами быстро испортились, и вскоре командир Шарпатов уволился из Казанского авиаотряда. Остальные разошлись по другим экипажам. Ситуация оказалась такова, что «казанские» даже отказались приехать на десятилетие побега к командиру в Тюмень. Хотя, как утверждал Шарпатов, там планировали устроить праздник и даже оплатить всем перелет и проживание. Но бывшие сослуживцы не пришли. Вероятно, конфликт меж ними сильно накалился еще и из-за откровенности Владимира Шарпатова. Слишком уж много и подробно он рассказывал в своих интервью о нанимателях и работе. Это были «лихие 90-е», а вот в нулевые за рассказы о Викторе Буте, перевозках тяжелой боевой техники из Франции в Йемен или из Белоруссии в Центральную Африканскую Республику он бы уже точно героем не стал.