От истока до Каспия на катере 1969 года. Как снимают фильм о Волге
В Волгограде побывала первая волжская экспедиция, в ходе которой «Русское океанографическое сообщество» снимет часть фильма, посвященного Волге. Как проходит съемка, сколько человек работает над проектом, что они хотят показать, какой путь уже преодолели и на каком судне плывут, - в материале «АиФ-Волгоград». Зачем снимают фильм? Участники экспедиции работают над документальным проектом «Великие реки России», цель которого – создать информационный продукт о культуре, истории, современном экономическом и экологическом состоянии регионов, которые находятся в бассейне крупнейших рек нашей страны. Первый сезон проекта посвящен Волге. «По сути это первая волжская экспедиция после путешествия знаменитого на весь мир нижегородского фотографа Максима Дмитриева, - рассказывает капитан судна «Аксидиан» Андрей Маньян, на котором «Русское океанографическое сообщество» плывет по Волге. Кстати, в путешествии принимает участие всего пять человек. «Еще до революции Дмитриев снимал жизнь на Волге: большие деревни, шумные праздники, веселые ярмарки. Мы, как и он, начали свое путешествие от истока Волги до Каспия. Итогом станет цикл документальных фильмов «Великие реки России. Волга», - отмечает Маньян. В проект Маньян попал случайно. «Первый раз сел за штурвал в шесть лет. Спустя время, повзрослев, окончил речное училище, а с 1994 года стал профессионально водить суда и даже дошел до должности капитана-механика, но работу выбрал, связанную с автомобилями. В один прекрасный день друзья попросили помочь выбрать катер. Нашли патрульный «Ярославец» 1969 года выпуска, много лет стоявшего в затоне, я даже перегонял его. А потом мне неожиданно заявили, что я теперь буду капитаном судна», - с улыбкой рассказывает Маньян. По его словам, он обрадовался и, ни минуты не раздумывая, уволился с работы. На каком судне плывут? Так как катер был выпущен почти полвека назад, участники проекта решили его местами починить и даже усовершенствовать. «Сами впятером над ним трудились, - вспоминает Маньян. Рубку и каюты полностью переделали – в рубке перенесли входы, опустили пол на 10 сантиметров, чтобы не гнуть спины, оборудовали стол-диван, улучшили обзор – видимость была очень плохая. В прежнем виде остался только корпус катера, который перекрасили». Потом сообщество установили на судне современную технику, к примеру, знакомые подарили им эхолот - устройство для исследования рельефа дна, показывает глубину. Свое путешествие участники проекта начали осенью. Сняли две серии, и наступила зима, на время которой они отправились обратно домой монтировать видео, писать сценарий для следующих выпусков и т.п. А 12 мая они снова вышли в плавание, когда еще было прохладно. Но погодные условия путешественникам еще ни разу не мешали. «Нам везет. Сильные ветра нас почти не касаются, шторма проскочили», - отмечает Маньян. Единственные трудности, с которыми столкнулись путешественники – не во всех городах легко пришвартовать судно, не приспособлены порта. Но в целом проекту это мешает не сильно. Единственное, затраты на судно бьют участников рублем – одна заправка катера стоит 60 тысяч рублей. «Мы сделали уже три заправки, на очереди четвертая. Бак рассчитан на 2000 литров», - рассказывает Маньян. На сегодняшний день путешественники проплыли 1800 километров водного пути, больше половины маршрута. Экспедиция пролегла через Центральный, Северо-Западный, Приволжский Федеральные округа. Съемки прошли в Тверской, Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Нижегородской, Ульяновской, Самарской и Саратовской областях, Республиках Чувашия, Марий Эл, Татарстан. Впереди - Астраханская область и Калмыкия. Как пишется сценарий? Автор сценария и ведущий фильма – путешественник и писатель Владимир Плешаков. «Почему мы снимаем про Волгу? Это крупная российская река номер один, ее знают даже за рубежом. Наш проект просветительский. Он о реке, городах, стоящих на ней, людях. Изучаем ее и народ с точки зрения истории, экономики, географии, краеведения и т.п. Мы хотим разбудить в людях любопытство, чтобы они тоже захотели пройти по нашему маршруту, чтобы сделать какие-то подвижки в водном туризме, который в России практически не развит», - отмечает Плешаков. Путешественники сделали уже 56 остановок. Каждая остановка - какой-то сюжет о поселке, городе, интересных природных объектах. «Россия и ее жители - цивилизация речная. Города строили на водных артериях. Реки играли огромное значение в жизни и истории народа. В ходе путешествия мы узнаем, как Волга определяла уклад жизни людей», - отмечает сценарист фильма. По словам Плешакова, съемочной группе приходится много импровизировать. «Приплываем в город с готовым сценарием, но потом, в процессе общения с местными жителями и журналистами меняем его на 50%, т.к. появляются новые более интересные и удивительные темы и факты», - рассказывает он. Волга везде разная? «Волга для нас самая значимая река, потому что на ней стоят наши города. Она очень красивая и в разных регионах разная – отличается ландшафтом. Кое-где можно увидеть скалы и горы. Есть настолько живописные и необычные места, что когда проплываешь мимом них, кажется, будто ты где-то в Турции. Это очень необычное ощущение и открытие. Хотелось бы, чтобы любой мог повторить наше путешествие», - рассказывает режиссер Антон Подколзин. По словам путешественников, множество собранного материала не войдет в фильм. Возможно, «излишки» получится опубликовать в формате фотоальбома или путеводителя. Значимое место в проекте отводится вопросам экологии: «здоровью» Волги и ее прибрежных территорий. Почти в каждом регионе съемочная группа встречается с экологами для обсуждения этой не простой темы. «Волга грязная, как решить эту проблему, не знаем», - отмечает Антон Подколзин. В Волгограде съемочная группа будет работать не только на воде, но и в музее-заповеднике «Сталинградская битва», на Мамаевом кургане, в музее «Старая Сарепта». В фильм также войдут речной вокзал, танцующий мост, остров Сарпинский, подземка с трамваями и много других городских достопримечательностей.