Иртыш течёт на север. Как адмирал Колчак осваивал Арктику

В музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля работает выставка, которая рассказывает о покорении Русского Севера. В экспозиции представлены материалы об освоении Арктики и экспедициях Александра Колчака, о сражениях в Великую Отечественную войну и о первопроходцах - нефтяниках и газовиках, а также о том, почему Заполярье стало для нескольких поколений россиян место особого притяжения и любви. «Иртыш течёт на север» Проект межмузейный, его назвали «Освоение Севера. Тысяча лет успеха». Одна из задач экспозиции – привлечь интерес к истории русского Заполярья, знакомство и популяризация уникальных фондов музеев российского севера от Кольского полуострова до Таймыра. Омск из всех городов-участников оказался самым южным. «Наш город – степной, граничит с Казахстаном, - сказала на открытии выставки директор музея им. М.А. Врубеля Фарида Буреева. - Но Омск – это отправная точка для многих исследовательских и творческих маршрутов 19 - 20 века и маршруты эти пролегали, в том числе, на север. Этот тезис лёг в основу концепции выставки». Город расположен на пересечении путей: с запада на восток через него проходит железнодорожная Транссибирская магистраль, а с юга на север – судоходная река Иртыш. «Для нас было принципиально, что экспозиция составлена не в линейно-хронологическом порядке, а тематическом, - рассказала автор идеи и куратор проекта, доктор исторических наук Юлия Кантор. - Мы хотим представить самые разные грани тысячелетней «северной» истории, которую хранят в российских музеях». В Омске экспозицию представил Сергей Баранов, всего несколько лет назад он работал в Омском музее имени М.А. Врубеля, а сейчас он заведует отделом художественного проектирования Ямало-Ненецкого музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского, который располагается в Салехарде. Арктическая экспедиция Кто бывал в Омске в особняке купца Батюшкина, ныне центре изучения истории Гражданской войны, а сто лет назад резиденции верховного правителя России Александра Колчака, знает, что один из музейных залов посвящён северным экспедициям. Он располагается в соседней с кабинетом адмирала комнате, которую занимала домовая церковь. Сейчас это так называемый «морской» или «полярный» зал. Здесь хранятся уникальные копии документов из архивов Якутска, которые рассказывают о полярных исследованиях начала 20 века. В качестве гидролога Колчак вместе с бароном Эдуардом Толлем участвовал в арктических экспедициях. К сожалению, ныне говорят только о политической карьере ставшего диктатором морском офицере, но его заслуги в освоении и изучении Арктики учёные называют бесспорными. Один из разделов экспозиции посвящён освоению Северного морского пути, именно это интересовало Колчака. Над этим работал созданный в апреле 1919 года по личному почину Александра Васильевича при Российском правительстве специальный комитет. В его планах значились и новые исследовательские экспедиции, одна из которых была проведена в Карском море под руководством Бориса Вилькицкого. Для того чтобы обеспечить суда углём, адмирал снарядил экспедицию на Таймыр, в результате которой был открыто месторождение медно-никелевых руд и появился нынешний город Норильск. «Яркой частью экспозиции стали архивные документы об освоении Арктики в 1920-1930-е гг. - комментирует к.и.н., главный архивист Исторического архива Омской области, доцент ОмГТУ, Дмитрий Петин. - Большая часть их не экспонировалась и не использовалась в научных целях. Даже беглое знакомство с этими источниками показывает, что история Русской Арктики - это тема пока ещё столь бескрайне неизученная, как и сами заполярные просторы». Кстати, остров Колчак на карте Советского Союза просуществовал до 1937 года. Наверняка, за недосмотр кому-то здорово попало. Потом его переименовали в честь Степана Расторгуева, тоже участника полярных исследований барона Толля. Он располагается в Таймырском заливе Карского моря. Почти 60 лет сосуществовали два острова Расторгуева в тех местах. Имя Колчака вернулось в Арктику в 2005 году. С момента установления советской власти наступила эра новых арктических экспедиций, иртышские речники отправляли на баржах жителям центральной полосы России тысячи тонн муки и пшеницы. Хлебные караваны должны были накормить голодающую Россию. После – этот путь проделывали торговые суда, переправлявшие товары на экспорт. С 1934 по 1944 год территория Омской области простиралась вплоть до Обской губы и Карского моря. Тревожные воды События, произошедшие 12 августа 1944 года в 60 милях от острова Белый, называют самой трагической страницей внутренних конвоев в истории Великой Отечественной войны в Арктике. Из 752 человек погибли 378 советских военнослужащих и работников тыла, в том числе все дети и большинство женщин. Конвой БД-5, состоявший из транспорта «Марина Раскова» и трёх эскадренных тральщиков, был атакован немецкой подводной лодкой. Фашисты расстреляли транспорт. В то время у противника появилось новое и очень эффективное оружие – магнито-акустическая торпеда. Обнаружить её и вовремя сориентироваться в ситуации моряки не смогли и судно затонуло, унося жизни. Судно шло из Северодвинска на остров Диксон. Оно было названо в честь легендарной лётчицы ночной штурмовой авиации, Героя Советского Союза, совершившей в 1930-х годах несколько рекордов на дальние перелёты и погибшей в январе 1943 года. Транспорт прежде назывался «Айрон Кленд» и был передан нашей стороне по ленд-лизу Америкой. Уже в нынешнее время специальная экспедиция подняла на борт некоторые вещи с «Марины Расковой». В экспозиции представлены судовой колокол, артиллерийские гильзы, а также две хантыйские сумки из собрания МВК им. И. С. Шемановского (Салехард), в декоре которых обнаружены гильзы патронов и форменные пуговицы «Kriegsmarine» – военно-морского флота Германии образцов 1942 и 1943 годов. Гибель судна заставило военное командование обратить внимание на защиту Северного морского пути от врага. В результате было принято решение о строительстве дороги-дублера – Трансполярной магистрали, впоследствии получившей название «Мёртвая дорога». Атмосферу того сложного времени передают маски от мороза, алюминиевые кружки, миски, бирки от нар, колючая проволока, железнодорожные костыли, обнаруженные во время экспедиций по местам строительств № 501 и 503 и т.д. Покорителям таёжных трасс Активное освоение северных земель началось в 1960-х годах. Геологи первыми пришли на земли приполярного края, названного потом Югрой и Ямалом. Именно в это время расширялись поиски и освоение новых месторождений нефти, газа, железных руд, цветных и редких металлов, титана, марганца, строительных материалов. Своим нынешним благополучием эта территория обязана нефтяникам и газовикам, которые в тяжелейших условиях возводила первые нефтедобывающие гиганты, одновременно создавая новые города. Романтика первопроходцев – сильных дерзких людей, покоряющих природу, не смотря ни на какие трудности, – повлияла на создание, так называемого, «сурового стиля» в искусстве. Особый интерес вызывает самобытность национального творчества коренных малочисленных народов Севера. Часть из их представителей кочевой или полукочевой образ жизни, связанный с традиционными видами природопользования – оленеводством, рыболовством, зверобойным промыслом, охотой, собирательством. В родовые угодья организованы туристические маршруты. Добавим, что уникальный межмузейный проект, реализуется под эгидой компании «Норникель». Выставка будет работать до 30 сентября.

Иртыш течёт на север. Как адмирал Колчак осваивал Арктику
© АиФ-Омск