Пример Томска. Сможет ли Кемерово стать городом молодёжи и туристов?
Каждый восьмой житель Томска – студент вуза. И практически каждая вторая статья о Томске сегодня начинается именно с этой цифры. Корреспондент «АиФ-Кузбасс» оценил уникальность города, которая заключается не только в количестве студентов и студенток на душу населения. Томск старше Новокузнецка, старше Красноярска и на три сотни лет старше Новосибирска и Кемерова. Томску 400 лет было в 2004 году. Сейчас – 414. Томск известен тем, что здесь зародился «Бессмертный полк»; здесь базируется футбольный клуб «Томь», у которого в высшей лиге уже четыре победы подряд и одна ничья в матче с «Балтикой». И ещё Томск известен тем, что здесь находятся старейшие университеты Сибири: Томский государственный и медицинский. Первому 140 лет, второму – 130. ТГУ и Томский Политех теперь имеют статус национальных исследовательских университетов, повышенное финансирование и хорошие места в мировых рейтингах. Ещё здесь 15 различных НИИ, многие из которых работают на оборонку. Люди – тоже ресурс Научный руководитель Высшей школы журналистики Томского государственного университета Юрий Ершов тоже когда-то приехал в Томск учиться. Сам он родом из Новокузнецка. Окончил школу с углубленным изучением языка и стал думать, куда поступать. «Все девочки у нас уходили на иностранные языки, а мальчики – на металлургов. Я ни к тому, ни к другому тяги не имел. И возможности продолжить обучение в Новокузнецке для меня не оказалось. Был трудный выбор между вузами, потому что уезжать нужно было далеко от дома. Но я случайно узнал, что в Томске отрыли отделение журналистики, а Томск – это же рядом», - рассказывает Юрий Михайлович. Он поступил в 1977-м, диплом получил в 1982-м. Большинство его сокурсников разъехались по стране: в Новосибирск, Москву, Санкт-Петербург, Магадан, Омск, Норильск, Крым, на Ставрополье. Сегодня схема этого конвейера та же: Томск притягивает молодёжь, которая хочет получить качественное высшее образование, даёт его и отпускает специалистов с дипломами по всему свету. Взамен молодёжь оставляет в Томске деньги. Не только за обучение. Молодым людям родители снимают жильё или покупают временное, молодёжь подрабатывает и платит налоги, покупает продукты, ходит в кино. Каждый студент делает свой вклад в экономику Томска. И это очень заметно даже по улицам. «Я считаю, что университеты приносят нечто больше, чем предприятия, которые платят налоги. С одной стороны, это и правда неиссякаемый поток людей, которые приезжают к нам с деньгами. С другой – они создают свою среду, наполненную новыми идеями», - говорит Юрий Ершов и отмечает, что Томск из-за молодёжи никогда не спит, он безопасный и толерантный. Но есть и проблемы: студентам не нравится «столовская» еда, а дешёвой и качественной еды в городских кафе нет. Нужны общежития или хотя бы жильё по доступным ценам. Снимать в городе квартиру стоит 15 тысяч в месяц. Студенты скидываются и живут по несколько человек. Кузбассу эти проблемы тоже близки. Город памятников Томск – это город с богатым архитектурным наследием. Но в последние пять лет он привык к ремонту. Главный губернаторский проект благоустройства – Томские набережные. Его финансирование идёт не из бюджета. Деньги то есть, то нет. Но город постепенно обрастает мрамором и гранитом. Томичи с нетерпением ждут, когда строители закончат набережную реки Ушайки. С другой стороны, томичей мало волнует то, за что взялись власти. Им непонятно, почему стоит разбитой набережная Томи. Непонятно, почему памятники деревянного зодчества рассыпаются. И задаваясь вопросами, они берут инициативу в свои руки. Всего несколько лет назад им удалось остановить волну пожаров, прокатившуюся по центру города. Горели памятники архитектуры. Иногда даже вместе с жильцами. Люди устраивали семейные тренировки, чтобы каждый знал, куда бежать и что спасать, когда подожгут. Раньше на месте сожжённых домов росли новостройки, и сразу было видно, кому пожар был на руку. Теперь сожжённые дома просто стоят, затянутые зелёной сеткой. Их восстановление приветствуется. Например, есть программа «Аренда за рубль». Готовишь проект, восстанавливаешь памятник архитектуры и получаешь его в аренду на 49 лет. На прошедших торгах было 20 памятников, взяли четверть. Но и до такой заманчивой программы люди сами брались сохранять облик Томска. В Доме охотника на ул. Гагарина, например, теперь хостел на 10 номеров и 40 мест. А в прошлом году неравнодушные горожане организовали движение «ТОМскСойерФест». Координатор проекта Андрей Иванов говорит, что в России всего три города могут похвастаться таким зодческим наследием: Вологда, Иркутск и Томск. Но Томск уникален тем, что здесь сохранилась среда. Здесь нет некоего искусственно созданного исторического квартала. Все сохранившиеся дома стоят на своих местах. Восхитительный проспект Ленина с каменными доходными домами практически тот же, каким был больше сотни лет назад. Улица Татарская, Войкова, Розы Люксембург, Кузнецова, Дзержинского, Советская. Изменились только названия, да и то не у всех. В Томске проваливаешься в прошлые эпохи, в которые люди строили для себя, создавая прекрасное, а не зарабатывая деньги на коробках из кирпичей. В прошлом году участники проекта «ТОМскСойерФест» и члены территориального общественного самоуправления «Улица Дзержинского» отремонтировали один дом на одноимённой улице. В этом году они пришли на Войкова, 18. «Это дом постройки конца XIX века, - рассказывает Андрей Иванов. – Когда-то принадлежал владельцу прядильной фабрики. Теперь здесь живёт четыре семьи. Мы хотим показать, что каждому по силам взять и привести свой дом в порядок. То, что мы делаем – относится к перечню работ по содержанию общедомового имущества, но так как мы делаем это за счёт жильцов и спонсоров, то бюджеты разных уровней экономят средства». По словам Андрея Иванова, ремонт дома на Войкова, 18 обойдётся в 250 тыс. рублей. На Дзержинского потратили около 300. Аварийных домов в Томске много, но, если денег на их ремонт нет, это не повод их сносить. «Если денег нет на мыло, это не значит, что нужно отрубать ноги!» - считает Андрей Иванов и собственным примером доказывает, что уникальное наследие надо сохранять. Оно окупится, если не туристскими деньгами, то успехами горожан, живущих в комфортной среде. В Кемерове тоже можно припомнить добровольческие движение. Но их максимум пока – забота о чистоте. Например, «Зелёная дружина» СГК. Люди договариваются и вместе выезжают собирать мусор вдоль дорог, по берегам рек, в кемеровском бору. А мелкий ремонт, помощь старикам и т.д. – это работа для студенческих отрядов. От роботов к кукле Отдыхать в исторической среде мы ездим в Европу. Копим деньги и увозим их в Чехию или ещё куда-то! Почему не оставлять их здесь? Потому что пока нет той исторической среды, в которой можно было бы отдохнуть. В Томске много фонтанов, много улиц, по которым можно погулять. Но, например, нет театральной жизни. Нет писателей, нет художников, которые были бы знамениты. У Красноярска есть Астафьев и Распутин, у Кемерова – Гришковец. По мнению Юрия Ершова, власть должна любить тех, кто создаёт. Появление таких людей – это своего рода программируемая случайность. Их рождает именно среда. Зато в Томске есть театр «2+ку». Его основатель Владимир Захаров делает кукол 58 лет из своих 64-х. С 1980 по 1987 занимался робототехникой в НИИ техники и машиностроения механиком-конструктором с возможностями кибернетика, разрабатывал и внедрял автоматизацию производственных процессов. А потом попал в областной театр кукол «Скоморох». Был знаком с творческой средой города, участвовал в хоре, выступал на сцене театра, сделал предложение по механике кукол и так круто изменил свою жизнь. Первый год в театре кукол создавал Массолит в виде буфета для постановки «Было или не Было» по «Мастеру и Маргарите» Булгакова. В этом буфете куклы пили, ели и голосовали. Параллельно создавал обезьяний джаз. «Я понял, что тут на порядок сложнее, чем в институте», - говорит о начале своей новой карьеры Владимир Захаров. Но его изобретения в театре оказались не нужны - слишком сложно. И ему пришлось идти своим путём. А ведь Владимир Захаров изобрёл куклу на запястье, которая отличается удивительной механикой. У кукол этой системы шевелится каждый пальчик и поэтому перед зрителем каждая предстаёт словно живая. Владимир сам делает кукол, сам пишет пьесы, придумывает спектакли, делает декорации, сам играет. Сначала путешествовал по фестивалям, искал последователей, партнёров. Но решил, что лучше будет жить и работать в Томске. Построил свой театр, обзавёлся помощниками. Недавно вернулся из тура по Италии, в который ездил с балалаечником Алексеем Архиповским. Теперь «отрабатывает» прогулы перед своей публикой, от которой нет отбоя в буквальном смысле. Театр «2+ку» - пример того, как один человек меняет среду и создаёт свою технологию. Кемеровчанам стоит этому поучиться.