Войти в почту

"Жизнь такова, что нужно пробовать на прочность этот мир": музыкант из электрички рассказал о своей работе, репертуаре, пассажирах, заработках

Всем нам когда-нибудь приходилось сталкиваться с певцами в электропоездах - с халтурщиками, любителями или профессионалами. Относиться к этому можно по-разному. Но это наша точка зрения - пассажиров и невольных зрителей. А вот как живётся самим исполнителям? С чем им приходится сталкиваться на работе? Как они планируют свой график, что поют, как к ним относятся пассажиры и контролёры? О своих выступлениях в "паровозах" ТИА рассказал музыкант со стажем Виталий Шаманов. Записала интервью Наталья Сердобинцева. Тут как-то пришлось возвращаться поздно вечером из Москвы в родную Тверь. На "Ласточку" не успела, поймала за хвост только последнюю обычную электричку, которая нудит около трёх часов со всеми остановками. Народу в вагонах было много, в тамбуре сразу шибанул в нос резкий специфический запах жжёной резины и застарелой мочи, жёсткие облупленные сиденья, отполированы седалищами до блеска, незакрывающиеся окна... "Да, это вам не Рио-де-Жанейро!" - подумалось мне, но делать нечего, вспомним молодость. Народ банально скучал, кто-то что-то дожёвывал, кто-то впадал в пятиминутную спячку, кто-то утыкался в телефоны... Но на всех лицах было единое, сплачивающее разношёрстную пассажирскую публику, выражение - усталость после долгого рабочего дня. После очередной остановки меня разбудил молодой мужской голос, усиленный микрофоном. Он вежливо поздоровался с пассажирами и предложил прослушать пару песен. Я сидела к нему спиной, не видела, зато могла наблюдать за реакцией граждан в вагоне. Раздражение! Вот, пожалуй, что было в массе. Кто-то стыдливо отводил глаза и делал равнодушный вид, но несколько человек улыбались и с интересом разглядывали музыканта. А потом он начал выступление. Первое, что удивило - красивая аранжировка, явно, авторская. Второе - выбор песни. Ещё подумалось: "Что это за репертуар у вас такой для электрички: нужно что-нибудь массовое, тили-тили, трали-вали...". А тут - нате вам: "Крылья" Наутилуса. А потом парень начал петь. Хорошо пел, душевно. Я обернулась... Вот так и состоялось моё знакомство с певцом и музыкантом из электропоездов Виталием Шамановым. Тогда я, конечно, ещё не знала его имени. Потом нашла его на просторах рунета, списалась, уговорила на интервью, которое Виталий и дал по скайпу. Виталию сейчас 29 лет, родом он из Иркутской области. Учился в музыкальном кружке играть на баяне, а потом поступил в колледж культуры как раз на отделение народно-инструментального творчества, на баяниста. - Но не доучился, не моя это оказалась специальность. Там было много предметов, которые не нужны музыканту, хотя я поступил на народно-инструментальное отделение, но готовили там работников ДК. В общем, не стал я заканчивать колледж, а потому пошёл в армию. Отслужил в танковых войсках в Алтайском крае, и там тоже играл на баяне, а в оркестре - на духовом теноре. А после армии я бездельничал, я всю жизнь бездельничаю (смеётся, прим. редактора). Ну, как бездельничал? Занимался творчеством, а официально нигде трудоустроен не был. В "паровозы" Виталия затащил его близкий друг, который потом переехал в Москву и позвал его уже в столицу. Вот он как-то раз позвонил рано утречком и предложил из Иркутска метнуться в Первопрестольную, потому как на выступление 9 Мая кому-то там нужен был баянист. Так и вышло: наш герой купил билет и через 3.5 дня уже исполнял композиции военных лет на баяне. И было это 8 лет назад. С тех пор так и пошло-поехало... А про свой первый раз Виталий вспоминает, что это было спонтанно-неожиданно, здорово и весело, хотя и необычно. - А страшно не было? - А чего бояться-то? - Неадекватных людей, например. - С неадекватной реакцией людей вы можете столкнуться где угодно и на любой работе: в магазине, ресторане, автобусе... К сожалению. Может, был какой-то мандраж, но жизнь такова, что нужно пробовать на прочность этот мир. Работал Шаман и в электричках, и в кабаках, однако последнее время предпочитает выступать в "паровозах". Два дня в неделю он отдыхает, а в остальные - работает, начиная где-то с обеда и до позднего вечера, вернее, до последнего электропоезда. - Вот недавно с моим другом-саксофонистом провожали зрителей на "Нашествие", кто добирался до фестиваля по железке. Это, пожалуй, самая благодарная публика - поклонники рока ведь. Было очень весело. Иногда натыкаемся на целые вагоны болельщиков. Среди них тоже люди разные, но бывало, что они меня долго не отпускают: скажем, мне выходить надо в Новоподрезково, а они требуют продолжения. Ну, и денег накидывают, конечно. Свой маршрут музыкант планирует заранее, в зависимости от расписания, чтобы выцепить максимально наполненные электрички и чтобы было как можно меньше перерывов. В час пик - это, в основном, крюковские, клинские, конаковские. Проблемы с контролёрами не возникает, потому что Виталий не "заяц", всегда покупает билеты, и подавляющее большинство проверяющих его уже хорошо знает. Как, впрочем, и пассажиры - многие узнают исполнителя, есть даже поклонники его творчества, которые из раза в раз заказывают одни и те же песни. В репертуаре у Виталия - наш рок: "Алиса", "ДДТ", "Наутилус", "Сплин", "Крематорий", "Чиж и Ко", "Чайф", "Машина времени", "Кино", есть и эстрада, но качественная, например, песни Юрия Антонова. Раньше, ещё когда только начиналась исполнительская биография музыканта, он пел всё, в том числе, и шансон, и попсу. Но со временем приоритеты изменились. - Знаете, очень многие люди, в том числе и я, не любят попсу и вот это "ай, дари - да - дай". Душа должна быть у песни, смысл, а не просто весёленькая музычка. Если нет содержания, а только красивая оболочка - это создано только для денег. Я такое исполнять не люблю. Есть другие песни, которые я также не буду исполнять, потому что они не для меня и не про меня. И в кабаках сейчас практически не выступаю по этой же причине. Хотя мне, пусть я и рокер, нравятся, к примеру, несколько песен Михаила Круга, потому что они настоящие. Конечно, есть среди пассажиров-слушателей и те, кому не нравятся песни в электричке. Но для них музыкант, как и торговец, как и попрошайка - только раздражители. - Я никого не заставляю меня слушать. Перед началом выступления можно вежливо попросить меня уйти в другой вагон - я уйду. Но если на меня орать или оскорблять, я не стану этого делать, я не люблю хамов. Но всё-таки большинство людей любят музыку и понимают, что мои выступления - это труд. Музыка - это всегда позитив, к тому же я предлагаю людям живое исполнение. Одно дело записи, и совсем другое - выступление вживую: это всегда более интересно и эмоционально. Ну, это всё равно что общаться в чате или беседовать при встрече - огромная разница. У Виталия сейчас семь гитар, а также акустическая установка на аккумуляторах, специально предназначенная для уличных музыкантов. - Они все для меня много значат, и у каждой - свой характер, своя история. Есть в коллекции винтажные гитары, например, японская электрогитара 1982 года выпуска - неплохая копия оригинальной "Gibson", есть полуакустическая гитара "Crafter", джазовая, классная гитарка, я долгое время играл на ней в электричках. Есть и китайские гитары, но они уже на восстановление, убитые. Не потому что я их колошматил, а просто время берёт своё. Как-то, к примеру, я пробил гитару об ручку сиденья, потому что кто-то сорвал стоп-кран и вагон сильно дёрнулся. Сейчас я играю на гитаре "Crafter", которую купил с рук по очень выгодному курсу. Инструменты этой корейской фирмы в цене, считаются хорошими. В магазине такая гитара стоит тысяч 40, а я её приобрёл за 15. Мне очень повезло. Это я сделал себе такой подарок на день рождения. Ещё одна из гитар принадлежит жене Виталия. Сейчас девушка работает барменом, но учится играть на гитаре, потому что тоже хочет попробовать выступить в электричке. Аранжировки к каждой композиции Виталий пишет сам. Понятно, что в оригинале рок звучит иначе, поскольку песни исполняет группа, а уличный музыкант ограничен только гитарой и вокалом. Есть в работе Виталия, по многолетним наблюдениям, своя сезонность, когда "идёт чёс" и надо вкалывать без перерывов: с октября по декабрь, причём декабрь - самый "кошерный месяц". Потом наступает мёртвое время - оно и понятно, после праздников денег нет. Конечно, есть всплески щедрости на праздники, а новый сезон начинается с мая и длится всё лето, до середины августа. Отличается стиль работы и по дням недели: выходные - одно, пятница - другое, среда и четверг - третье. Как говорит музыкант, надо мозги переключать - куда идти, что исполнять. Поэтому провальных дней, когда вообще ничего не удаётся заработать, не бывает. На вопрос о заработке Виталий ответил уклончиво: на жизнь хватает, иначе бы не выступал в электричках. - Да, я выступаю в электричках ради денег, а не ради искусства, но я не подсовываю слушателям халтуру. И они меня благодарят - я ведь ни с кого не требую денег, люди сами дают, кто сколько считает нужным. Вообще я не думаю о деньгах, когда пою, иначе не получится творчества. Если зацикливаться на деньгах, по получится следующее: пришло это мёртвое сознание, что-то спело там под гитару, даже с хорошей аранжировкой, но всё это без настроения, без посыла к слушателям. Вот это и будет настоящим провалом, потому что люди это моментально чувствуют. Однако сказываются на выручке и объективные процессы, происходящие в российском обществе. Например, девальвация рубля и экономический кризис. - Когда два года назад доллар резко и сильно вырос до 90 рублей, я проснулся, офигел и даже написал стихотворение: Проснувшися, сегодня я, увидев доллара прирост, сквернейшей бранью воспылал и пролил много горьких слёз, пока рубли свои считал. Это шутка, конечно, но тогда было не до шуток: доходы катастрофически просели - в три раза сумма уменьшилась. Музыкантов, работающих в электропоездах, достаточно много, но конкуренции среди них нет. Потому что договариваются, потому что каждый находится в равных условиях. - У нас есть свои правила, все уважают друг друга. Если, скажем, я пришел в хвост электрички из Москвы, а там уже кто-то из коллег работает, то я иду с другого конца ему навстречу. Или он говорит мне, сколько вагонов ему оставить. Таким образом, мы не подрезаем друг друга. Ну, а если поезд кем-то занят и поделить его никак - то иду на другой или жду следующего. Здесь срабатывает принцип: кто первый встал - того и тапки. Но я очень редко хожу выступать в вагон после других. И дело даже не в заработке, а в уважении к пассажирам - люди уже выслушали пару песен, не стоит им надоедать. - А вам самому не надоело? Не устали от электричек? - Мы в жизни от много устаём. Например, от соседа, который сверху сверлит. Но если задумываться об этом, то становится грустно. И потом я ведь не только в электричках пою. Я занимаюсь более серьёзными проектами, например, выступаю вместе с группой, пишу свои песни, правда, они не для электричек. В общем планов много. - А с вами происходили на работе какие-нибудь серьёзные неприятности? - Смотря что считать серьёзными неприятностями. Я в этом отношении немного отличаюсь от других людей. Серьёзная неприятность - это когда случатся что-то непоправимое или, например, когда человек в тюрьму попадает. А всё остальное - так...мелочи. Всё решаемо.

"Жизнь такова, что нужно пробовать на прочность этот мир": музыкант из электрички рассказал о своей работе, репертуаре, пассажирах, заработках
© tvernews.ru