Ещё
Режиссер «Холопа» объяснил успех фильма
Режиссер «Холопа» объяснил успех фильма
Фильмы
В Тюмени снимают сериал об иностранцах в Сибири
В Тюмени снимают сериал об иностранцах в Сибири
Сериалы
Почему Петросян отказался от роли Шурика
Почему Петросян отказался от роли Шурика
Актеры
«Пусть живет в своем убожестве»
«Пусть живет в своем убожестве»
ТВ
Холоп
Холоп
Комедия
Купить билет
(Не)идеальный мужчина
(Не)идеальный мужчина
Фантастика, Комедия
Купить билет
Камуфляж и шпионаж
Камуфляж и шпионаж
Мультфильм, Боевик, Приключение
Купить билет
Союз спасения
Союз спасения
Исторический, Приключение, Мелодрама
Купить билет
Вторжение
Вторжение
Фантастика
Купить билет
Проклятие
Проклятие
Ужасы
Купить билет
Маяк
Маяк
Фэнтези, Ужасы, Драма
Купить билет
Дело Ричарда Джуэлла
Дело Ричарда Джуэлла
Драма
Купить билет
Холодное сердце II
Холодное сердце II
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Фиксики против кработов
Фиксики против кработов
Мультфильм, Приключение
Купить билет
Особенные
Особенные
Комедия
Купить билет
Джуманджи: новый уровень
Джуманджи: новый уровень
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Полицейский с Рублевки. Новогодний Беспредел 2
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Достать ножи
Достать ножи
Детектив, Драма
Купить билет
Иван Царевич и Серый Волк 4
Иван Царевич и Серый Волк 4
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Звёздные Войны: Скайуокер. Восход
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Сквозь снег
Сквозь снег
Боевик, Фантастика, Драма
Купить билет
Плохие парни навсегда
Плохие парни навсегда
Боевик, Комедия, Криминальный
Купить билет
Девушка в лабиринте
Девушка в лабиринте
Триллер
Купить билет
Марафон Желаний
Марафон Желаний
Комедия, Мелодрама
Купить билет

Пионер цветной фотографии, о котором мы должны знать по умолчанию 

Пионер цветной фотографии, о котором мы должны знать по умолчанию
Фото: Деловая газета "Взгляд"
30 августа исполняется 155 лет со дня рождения Сергея Михайловича Прокудина-Горского; человека, благодаря которому мы можем взглянуть на Россию начала ХХ века, знакомую нам в цвете по живописным полотнам, своими глазами. Через три фотографических фильтра, но без посредника, без непременной условности и приоритета видения художника, которые неизбежны в живописи.
Изобретатель, пионер цветной фотографии и киносъемки, человек, запечатлевший страну в «натуральных красках», как говорили в его время — все это, казалось бы, должно было сделать Прокудина-Горского одним из тех, о ком мы знаем по умолчанию: что-то помним из школьных учебников, что-то — сами не помним, откуда; из воздуха, из общей культурной среды.
А нет. Наследие Прокудина-Горского, само знание о нем, понемногу стали возвращаться к нам лишь в 2001 году, когда Библиотека , владеющая сейчас большей частью негативов, оцифровала их и выложила в сеть.
Это очень русская история, во всем.
Талантливый молодой человек, который никак себя не найдет: слушает лекции по естественному разделу физико-математического факультета, — вроде бы, учился у самого Менделеева — посещает занятия в военно-медицинской академии, но не заканчивает курса. Его устраивают на работу, благодаря связям отца, потом, по протекции тестя, в правление металлургического предприятия… а потом он увлекается фотографией.
В 1896 году Прокудин-Горский делает в Императорском Русском техническом обществе доклад «О современном состоянии литейного дела в России», но уже через два года темы его докладов и публикаций меняются радикально: «О фотографировании падающих звезд (Звездных дождей)»; «О печатании с негативов»; «О фотографировании ручными фотоаппаратами».
В 1902 году Прокудин-Горский откроет в Петербурге собственную фотомастерскую и начнет издавать лучший в тогдашней России журнал о фотоделе, «Фотограф-любитель».
Цветная фотография — или, строго говоря, фотография методом цветоделения — к началу ХХ века уже не новость. Первые опыты со съемкой через цветные фильтры — красный, зеленый и синий — привычное любому, кто хоть немного работал с цифровыми изображениями или хотя бы настраивал монитор компьютера, сокращение RGB — провел еще в 1861 году английский физик Максвелл.
В 1902 г. Прокудин-Горский разработает в лаборатории Высшей технической школы (Шарлоттенбург, Германия) у профессора Адольфа Мите собственный рецепт эмульсии для покрытия фотопластин. А уже в 1905 году покажет работы, созданные по методу Мите, в Санкт-Петербурге и Москве — с помощью проектора, печать цветных фотографий пока еще далека от совершенства. Демонстрация этих, как мы сказали бы сейчас, слайдов вызывает у публики изумление и восторг.
Примерно тогда же, в 1904-1905 гг., Прокудин-Горский начинает снимать «коллекцию достопримечательностей России». Весной 1905 года обращается в Общину Святой Евгении (Петербургское отделение ) с предложением: издать фотографические открытки с видами России. Получает аванс и приступает к съемкам.
Он отснимет более трехсот пластин — и тут, как это обычно бывает, деньги кончатся. Договор расторгнут, весь отснятый материал бесследно исчезнет.
Потом будут экспедиция в Туркестан с , знаменитый цветной фотопортрет , аудиенция у Государя и новый проект: запечатление «в натуральных красках» достопримечательностей и типов России от Балтийского моря до Тихого океана. Проект государственного значения, он рассчитан на десять лет, ответственным за него назначен министр путей сообщения — а кто еще, при таких-то размерах страны.
Прокудин-Горский планирует сделать 10 000 фотографий, прежде всего, для целей народного просвещения. Показывать в училищах по всей стране слайды с видами России, ввести новый учебный предмет — Родиноведение.
Ничему этому не суждено было сбыться: Революция, эмиграция в 1918 году, попытки продолжать работу сперва в Норвегии, потом в Англии и, наконец, во Франции, семейная фотостудия, смерть в Париже в 1944, вскоре после освобождения французской столицы союзниками, продажа архива Библиотеке Конгресса.
В СССР Прокудин-Горский был основательно забыт. В России о нем вспомнили относительно недавно, и его наследие, чуть больше полутора тысяч снимков, сразу стало знаковым. Его изучают, описывают и систематизируют; идентифицируют виды на фотографиях, сличают их с современными. Родиноведение, о котором мечтал Прокудин-Горский, получило неожиданное историческое измерение.
К этим снимкам очень легко применить заезженное выражение «Россия, которую мы потеряли», но дело, все же, не только в ностальгии.
Мы привыкли, что документальное прошлое не имеет цвета. Старые фотографии, ранняя кинохроника — все это для нас черно-белое. Другая реальность, другой мир, обесцвеченный временем, приведенный к строгой графике. Он не похож на наш, он от нас далек.
«Натуральные краски» работ Прокудина-Горского словно отменяют историческую дистанцию, окунают нас в ощущение мгновения.
Люди на этих фотографиях — будь то крестьянские девушки с тарелками ягод, дагестанские крестьянки, семья, обедающая на покосе, инженеры-путейцы, бухарские жители, пожарные, команда парохода «Шексна», выделенного для фотоэкспедиции, или восьмидесятичетырхлетний надсмотрщик Черниговского водоспуска, отработавший на своем месте 66 лет — настоящие, яркие, они не застыли в старинном фотоателье на фоне расписного задника, они такие же, как мы. Они живут, и мы касаемся этой жизни, ушедшей и длящейся.
Мы смотрим на нее глазами очевидца, и сами становимся очевидцами прошлого. Оно подходит вплотную, и в этой близости обретает новый, человеческий смысл: мы можем себя с ним соотнести, можем сопереживать ему. И эта живая, эмоциональная связь с прошлым неизбежно меняет отношение к настоящему, придает ему большую глубину и значимость.
Прокудину-Горскому для получения цветного изображения нужно было сделать три кадра. Поэтому по листве и воде временами проходит рябь цветоискажения, геометрия не совпадает. А от вертящихся крестьянских детей на снимке остаются разноцветные тени — моделям не хватает терпения усидеть на месте.
Нам проще, наши смартфоны сами ловят движение и цвет. Но щелкать их камерами нас заставляет то же, что побудило Прокудина-Горского разрабатывать особую эмульсию и возиться с камерой сложной конструкции — желание запечатлеть и показать другим то, что иначе исчезнет бесследно.
Не оно ли, в частности, и делает нас людьми.
Видео дня. Что стало с лейтенантом Смуглянкой
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео