«Шесть ловушек для врагов». Какие тайны скрывает подземный Ростов-на-Дону
В Ростове-на-Дону снова заговорили о строительстве метро - вернуться к изучению этого вопроса власти пообещали осенью. Строить подземку в донской столице собрались ещё 40 лет назад. Однако этого так и не произошло. Причиной чему, среди прочих, называли сложную геологию и «плывучесть» ростовских грунтов. Тем не менее вот уже более двух с половиной веков под городом существуют десятки километров подземных галерей, проложенных ещё строителями крепости Димитрия Ростовского. В ожидании турок Начиная с осени 1761 года на высоком донском берегу велось строительство крепости имени Димитрия Ростовского. Инженер Александр Ригельман отлично понимал всю значимость новой фортеции. Формально Приазовье уже почти 40 лет как находилось в российском владении, однако никто не мог гарантировать, что турецкому султану не захочется взять реванш. И тогда Димитриевской крепости придётся стать главным оплотом империи на юге. Поэтому и строить её требовалось основательно и по всем правилам военно-инженерной науки. Работа шла споро, несмотря на многочисленные трудности. Во-первых, сразу же возникли сложности с поставкой стройматериалов. Найти камень в степном регионе оказалось делом непростым, потому возводить укрепления в итоге решили из земли. Лес привозили из Леонтьевских буераков - вековые дубы, росшие по берегам Миуса, рубили и сплавляли до самого Миусского лимана, оттуда на лошадях и волах везли в крепость. За два года строители возвели стены и девять редутов, соединённых восемью равелинами. По периметру крепость защищал глубокий ров. Впрочем, Ригельман понимал - серьёзную осаду крепость переживёт вряд ли. Однако, как известно, Бог не выдаст - свинья не съест. Пораскинув умом, Ригельман приготовил для потенциальных агрессоров несколько «сюрпризов». Первым стала сама форма крепости, сверху выглядела словно ощетинившаяся лучами звезда. Это позволяло её защитникам обстреливать нападающих с флангов ещё на подходе к стенам. Второй неожиданностью для противника должны были стать многочисленные подземные ловушки. Под покровом ночи солдаты из гарнизона втайне рыли в земле ходы, создавая целую галерею невидимых коридоров, ведущих из центра крепости к берегу Дона. В концах их закладывались бочки с порохом. Теперь стоило неприятелю разбить под стенами лагерь, как заложенные мины моментально бы рванули. А через открывшиеся в земле лазы в тыл осаждающим ринулись бы гренадёры. Для надёжности подземные галереи укрепляли балками и выкладывали кирпичом. Обо всём этом написал сам Ригельман в своей книге «Ведомость и географическое описание крепости святого Димитрия Ростовского». Там же указывалось, что всего подземных ходов имелось шесть. Также под землёй располагались пороховые погреба. В 1763 году, когда строительство крепости подходило к концу, Ригельмана вызвали в Петербург. За мастерство и повышение обороноспособности страны он получил золотую табакерку, доверху набитую червонцами и платье для жены с плеча императрицы. Награду инженеру вручала лично императрица Екатерина. Однако оправдать своё предназначение крепости так и не довелось. Новые победы России над Турцией отодвинули границу к Черноморскому побережью, отчего надобность в защите Приазовья отпала. В 1811 году бывший форштадт окончательно был преобразован в уездный город Ростов, а ещё спустя два десятилетия остатки его гарнизона перевели в Анапу. Территория крепости стала постепенно застраиваться, для чего срыли земляные валы и разобрали редуты. Нетронутыми остались лишь подземные галереи, о которых с годами также забыли. Но подземелья сами напомнили о себе. Провал на Богатяновке В 1911 году на улице Никольской (ныне Социалистической) рабочие рыли котлован. Яма становилась всё глубже, когда неожиданно землекопы рухнули вниз. Оглядевшись, они увидели подземный ход. Коридор был выложен тёсаным камнем, оштукатурен, его высота позволяла встать во весь рост. Однако идти по галерее рабочие не рискнули. Спустился в лаз лишь геодезист Зигмунд Рыгельский, но и он остерёгся пройти далеко. По его оценкам, тоннель начинался в районе Богатого источника и вёл на север. Чтобы не будоражить умы горожан, ход засыпали, однако спустя два года о подземном наследии пришлось вспомнить вновь. 2 декабря 1913 года на углу Садовой и Богатяновского стоявшая в ожидании седоков извозчичья пролётка вдруг рухнула в образовавшийся на ровном месте провал. Как сообщала газета «Приазовский край», для разбирательства на место прибыл комиссар городской управы Гурьев, который зафиксировал ведущий к Дону подземный тоннель. «Так как в этой местности некогда существовали крепостные сооружения, то не лишено правдоподобия предположение, что открытая галерея представляет собой часть открытого подземного хода, ведущего из крепости к берегу Дона. Если это предположение подтвердится, то не мешало бы дальнейшие раскопки производить под наблюдением опытных лиц, тем более, что наш город не богат памятниками своего прошлого», - писали местные газеты. Однако исследовать лаз, а тем более делать его общедоступным, власти не решились. Резонно опасаясь, что провал смогут использовать в своих целях представители ростовского криминального мира, которыми в ту пору кишела Богатяновка, провал засыпали. Тем не менее историки всё же подняли архивы, найдя в них старинные планы крепости, на которых были чётко обозначены подземные коридоры. Изучив старинные источники, горный инженер и страстный краевед Михаил Краснянский начертил на плане крепости красным пунктиром расположение подземелий. Исследованию подземных тайн помешала революция и последовавшая за ней гражданская война. А дальше любителям старины и вовсе стало не до раскопок. Остались лишь слухи о ростовских подземельях, в которых якобы могут храниться несметные сокровища. Так они дошли и до наших дней. Неисследованные коридоры Сегодня о ростовских подземельях достоверно по-прежнему известно немного. В музее краеведения показывают старую карту, на которой отмечен подземный ход, проложенный строителями крепости Димитрия Ростовского. Самый большой пролегает от того места, где сейчас находится гостиница «Дон-Плаза». Диггер Игорь Марков в интервью журналу «Донавиа» рассказывал о трёх подземных ходах. Первый и самый главный - в районе Богатого источника. Второй вёл к Темерницкой таможне, располагавшейся на нынешней улице Береговой близ переулка Братского. Третий был рассчитан на то, чтобы скрыться из крепости, будь она захвачена, и тянулся на север. Также есть достоверные данные о подземной галерее на территории Первомайского парка, вход в которую начинается прямо от ротонды, которая стоит на развалинах старой крепости. Наверняка есть и другие. В 2000 году «АиФ на Дону» писали о том, как на Социалистической, 133 провалился в невесть откуда образовавшуюся яму «КамАЗ» с песком. Как поясняли тогда коммунальщики, коллектора или какого-то другого объекта из их хозяйства там под асфальтом не имелось. Сейчас в официальном перечне памятников археологии Ростова значатся три объекта: комплекс наземных и подземных сооружений крепости святого Димитрия Ростовского на улицах Соколова, 7 Февраля и Горького, та самая подземная галерея в Первомайском парке и подземный ход у Богатого колодца. Возьмись за них археологи, наверняка, удалось бы отыскать немало интересного. Но увы, как уверяют знатоки, проникнуть в старые подземелья будет непросто. За века кладка осыпалась, своды просели, а входы завалены мусором. При этом никто даже не может предположить, что может находиться в дальней части галерей, не подвергшихся разрушению временем. Дождутся ли они когда-нибудь своих исследователей?