Как сказку сделать былью. Революционер написал эссе о городах в будущем

В Новосибирск привезли передвижную выставку красноярского Литературного музея имени Астафьева «Алексей Гастев. Экспресс-Панорама: мечты сбываются». Посвящена она опубликованному в 1916 году эссе о будущем городов Сибири. В нём революционер Алексей Гастев в начале двадцатого века фантазировал, какими станут Красноярск, Новониколаевск, Курган, Иркутск, и Якутск в будущем. Сталь-город и Мозг Сибири Будущий Новосибирск автор называет «Сталь-городом». Вот в том числе и о нём говорится в эссе «Экспресс. Сибирская фантазия», которое революционер Алексей Капитонович Гастев написал, сидя в Томской каторжной тюрьме. «Революционер в своём эссе говорит, как сибирский экспресс проезжает через всю Сибирь, начиная с Кургана. И моделирует города», – рассказывает заведующая Литературным музеем имени Астафьева Ольга Ермакова. Курган получает название «Кухня мира», потому что он «разросся в город масла, хлеба, мяса». Именно в Кургане находится Народный дом, который занимает целый квартал: «Окна дома идут цельным непрерывным стеклом от крыши до самой земли, и дом кажется одновременно и тяжёлым, и лёгким, как всё великое». В частности, Новосибирск он называет «Сталь-городом» и описывает здешние конструктивистские сооружения, производственные комплексы и даже железнодорожный мост через Обь. Дальше идёт Красноярск, который фантазёр назначает «Мозгом Сибири». Здесь писатель мечтал видеть международный научный центр: «Дом международных научных конгрессов. Его фасад украшен флагами государств всего мира, теперь там заседает конгресс по улучшению человеческого типа путём демонстративного полового подбора. Если нужно выразить научно-смелую идею, то всегда и всюду – в Европе и в Америке – говорят: «Это что-то... красноярское». Потом по маршруту Иркутск – это такой город синдикатов. А за ним, за Якутском и за фантастическим городом Берингом, по замыслу Гастева, находится подземный морской тоннель, через который поезд мчится прямо в Америку – в такое «светлое пролетарское будущее всего мира». Царство конструктивизма Чтобы собрать выставку, красноярские музейные работники нашли партнёров и помощников в Новосибирском краеведческом музее, Музее истории архитектуры Баландина, Музее истории города Новосибирска. И на стыке художественного вымысла и исторических фактов появилась выставка, которая теперь сама ездит по всему Транссибу. В ней собраны редкие фотографии, предоставленные сибирскими музеями-партнёрами, подлинные предметы, книги, плакаты, чертежи, а также интерактивная карта маршрута Гастева. Когда Гастев описывает будущее городов, он в первую очередь мечтает о конструктивистском великолепии, линейных городах – городских поселениях кластерного типа, в которых поверхность земли предназначена для пешеходов и зелёных растений, а транспортные, энергетические и информационные коммуникации размещены над землёй на «втором уровне» и стоят на специальных опорах. «То есть, по сути, он предвосхищает все архитектурные новшества 20–30-х годов, – говорит Ольга Ермакова. – Как ему это удалось? Может, потому что у него такая профессия – революционер. Он так по треугольнику и путешествовал: в центре России что-то натворит – его отсылают в Сибирь. Потом едет в Европу, где видит много разных архитектурных новинок. И потом это всё описывает в своём литературном эссе. И ещё в этой истории прослеживается одна очень интересная литературная линия. Писатель Евгений Замятин, когда прочитал произведение Гастева, так ужаснулся великой перспективе устрашающего будущего, что даже написал роман «Мы», где как раз и рассказывает про «человеков-номеров» и прочие чудеса технического прогресса. Как раз про то, чем очень восхищался Гастев. И история нашей выставки о том, как мечты превращаются в литературный текст, а литературный текст – в реальность и как эта реальность выглядит. Иногда фарсово. Иногда трагически. Иногда очень драматически».