Ещё
Чем занимается Маша из сериала «Саша+Маша»
Чем занимается Маша из сериала «Саша+Маша»
Актеры
Что не так с именем Данилы Багрова в "Брате"
Что не так с именем Данилы Багрова в "Брате"
Фильмы
Где сейчас актеры из “Маски-шоу”
Где сейчас актеры из “Маски-шоу”
Актеры
Неудачные дубли, сделавшие фильмы шедеврами
Неудачные дубли, сделавшие фильмы шедеврами
Фильмы
Ford против Ferrari
Ford против Ferrari
Биография, Драма, Спортивный
Купить билет
Грех
Грех
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Текст
Текст
Триллер, Драма
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Доктор Сон
Доктор Сон
Ужасы
Купить билет
Ангелы Чарли
Ангелы Чарли
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Семейка Аддамс
Семейка Аддамс
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Терминатор: Темные судьбы
Терминатор: Темные судьбы
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Стражи Арктики
Стражи Арктики
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Верность
Верность
Драма
Купить билет
Хороший лжец
Хороший лжец
Драма
Купить билет
Джокер
Джокер
Триллер, Драма, Криминальный
Купить билет
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Документальный, Музыкальный
Купить билет
Мидуэй
Мидуэй
Боевик, Исторический, Драма
Купить билет
Во всё тяжкое
Во всё тяжкое
Трагикомедия
Купить билет
Эверест
Эверест
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Девятая
Девятая
Исторический, Приключение, Триллер
Купить билет
Идеальный пациент
Идеальный пациент
Триллер
Купить билет
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Холодное сердце 2
Холодное сердце 2
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет

«Сумма технологий» против «Игры престолов» 

«Сумма технологий» против «Игры престолов»
Фото: Вечерняя Москва
Польский писатель-фантаст, философ, футуролог (12 сентября 1921 — 27 марта 2006) был кумиром советской интеллигенции в шестидесятых-семидесятых годах прошлого века.
Его афористичные, исполненные юмора, внутреннего драматизма, психологической достоверности в немыслимых (космических) обстоятельствах произведения — «Звёздный дневник Йона Тихого», «Магелланово облако», «Возвращение со звёзд», «Сказки роботов» — были отдушиной, куда устремлялся уставший от реалий социализма читатель.
Имя Лема стояло в одном ряду к такими классиками жанра, как Рэй Бредбери, Клиффорд Саймак, . Экранизация романа «Солярис» вызвала новую волну интереса к творчеству писателя. Хотя, честно говоря, по внутреннему напряжению и философской наполненности фильм Тарковского значительно превосходит текст романа. Та же история, кстати, случилась и с другим польским текстом — повестью Ежи Анджеевского «Пепел и алмаз». Всемирно известной её сделал гениальный фильм со Збигневым Цыбульским в главной роли.
Сегодня творческое наследие Станислава Лема следует рассматривать не столько в литературном, сколько в футурологическом контексте. Фантастика — это опрокинутое в будущее «либидо» человеческой цивилизации. Станислав Лем, несмотря на свой скепсис в отношении человека, как биологического вида, тем не менее, видел это будущее в позитивном плане. Он верил в творческий, созидательный дух общества, а потому картины будущего в его произведения несут в себе свет несбыточной мечты человечества о счастье, справедливости и гармонии.
Фантастика — ещё и прибор, определяющий самооценку общества. Сегодня научную, как раньше писали, фантастику заменило «фэнтэзи», зовущее читателя не столько в светлое будущее, сколько в тёмное сословно-феодально-монархическое прошлое. Типичный пример — знаменитый сериал «Игра престолов». В произведениях Лема можно найти немало угаданных (в основном, технических) фрагментов будущего, но «Сумма технологий» (главный философский труд писателя) оказалась не такой, как её вычислил Лем. Вместо уносящих человечество к звёздам космических кораблей в «сухом остатке» оказалась ночная очередь за тысяча первой моделью смартфона. И уж чего точно не смогли предсказать ни Лем, ни другие знаменитые фантасты — это то, что средний объём мозга современного человека за два последних века уменьшится на двести граммов.
Нельзя забывать о том, что Лем жил и творил в социалистической Польше. Там было посвободнее, чем в СССР, но общие (ограничительные) для литературы закономерности были общими. В СССР к фантастике отношение было исключительно серьёзное. Существует даже конспирологическая теория, что откат от социалистического проекта начался (в том числе) с насильственной замены на литературном Олимпе одного советского фантаста («Туманность Андромеды», «Час быка», «Лезвие бритвы») на двух других не вполне (по своему менталитету) советских фантастов — братьев Стругацких.
В самом деле, будущее в романе Ефремова «Туманность Андромеды» и будущее в романе Стругацких «Трудно быть богом» (здесь уместно вспомнить и как будто снятый в котловане осенней стройки нулевого цикла фильм ) — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. В квартире советского патриота Ивана Ефремова сотрудники КГБ зачем-то устраивали обыски, в то время как куда менее патриотичные (с фигой в кармане) произведения братьев Стругацких выходили миллионными тиражами.
Всё это свидетельствует о том, что в нашем мире сумма технологий условна, а игра престолов непредсказуема. Поэтому в произведениях Станислава Лема каждый читатель ищет и находит что-то сугубо личное и пугающее, как в мыслящем океане «Соляриса».
Видео дня. Советские кинозвезды, умершие в нищете
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео