Корабль анимации "Крок"
25 лет – это очень важная дата для "Крока", подтверждающая жизнеспособность, высокое мировое признание, востребованность, престижность. Удержаться на плаву столько лет и оставаться маяком для всего анимационного сообщества – это дорогого стоит. На плаву – это не игра слов. Фестиваль "Крок" – плавучий! Придумала корабль с анимационным грузом и оправила "по морям и океанам" Ирина Капличная (и все эти годы она стоит у штурвала в качестве директора) и знаменитый режиссер Эдуард Назаров. "Крок" - это шаг. Емкое, энергичное слово невольно определило характер фестиваля, рожденного в творческом содружеством России и Украины. В последние годы родными водами фестиваля стали реки России. Маршрут нынешнего "Крока": Москва, Углич, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Чебоксары. Кадр из мультфильма "Волчишко". Фото: пресс-служба фестиваля "Крок" Аниматоры со всего мира стремятся попасть на этот уникальный фестиваль. С одной стороны, - очень веселый, карнавальный, с другой, - максимально серьезный и ответственный. И в этом году, как всегда, на фестиваль съезжаются аниматоры с разных концов планеты, чтобы плыть – вместе. И, по большому счету, им все равно куда плыть, лишь бы – вместе. На селекцию поступили работы из 62 стран мира! И самый большой анимационный "урожай" отборщики получили из Франции, Кореи, России, Великобритании, Бельгии, Германии, Хорватии. Селекционной комиссии (в составе режиссеров анимации Сергея Меринова, Алексея Алексеева, Марины Карповой, Натальи Березовой под предводительством Михаила Алдашина) пришлось посмотреть более чем 1 300 фильмов, чтобы выбрать из них 130. По словам Сергея Меринова, уровень представленных в этом году работ чрезвычайно высок и "селекционерам" очень сложно было определиться с выбором. Михаил Алдашин успокаивает тех, кто не попал на "Крок": "Нет отбракованных мультфильмов, нет плохих или очень слабых работ, просто пришлось отставить только те картины, которые вписываются в контекст этого фестиваля". Кадр из мультфильма "Митина любовь". Фото: пресс-служба фестиваля "Крок" Ряды аниматоров множатся в геометрической прогрессии. Если раньше в анимации работали только профессионалы, в профессию приходили уже немолодыми, то сегодня авторам чуть больше двадцати. И ни один из них – будь то француз, эстонец, англичанин, венгр – не жалуется на судьбу. "Не будет денег, столов, станков, – "переселимся" в компьютер!" – говорят они. И переселяются. Александр Татарский (один из главных основателей студии "Пилот") на одном из своих последних "Кроков" говорил: "Мы, когда учились, варились в одном студийном бульоне, показывали друг другу свои фильмы, нуждались во взыскательном взгляде коллеги. Сегодня ты можешь сидеть дома и сочинять мультфильмы на компьютере. Хорошо ли это? Замкнутость на себе приводит к тому, что авторы придумывают что-то немыслимое и превращают фильм в некий ребус, над которым мучается зритель. Аниматор, работающий дома – это мнимость свободы. Я хочу, чтобы мои студенты не только стали хорошими ремесленниками, но и научились управлять материалом. Управлять материалом – это, прежде всего, надо знать, о чем ты хочешь снимать, как работать со сценарием и что сделать, чтобы четко донести свои мысли. А какую технику выбрать – 2 D, 3 D, пластилин, куклы – не суть". Режиссер Юрий Норштейн поддержал коллегу: "Даже абстракция должна иметь четкую конструкцию". Кадр из мультфильма "Остров близнецов". Фото: пресс-служба фестиваля "Крок" Что покажет юбилейный "Крок", кто победит, кто проиграет (хотя на таком фестивале проигравших нет, одно только участие – престижно) станет известно через неделю на церемонии закрытия. Пока, ориентируясь на список стран-участниц, можно отметить, что во многих странах увеличилось количество анимационных школ и студий. В гонке за "кроковские" призы рядом с французскими, бельгийскими, польскими, немецкими и американскими брендовыми киношколами и известными аниматорами участвует Иран ("Мистер Олень", MойтабаМусави), Индия ("Корзинка", СурешЭрийят), Ирландия ("Поздно в полдень", Луиз Баньяль), Норвегия ("Отсутствие Эдди Тейбла", Руне Спонс) и др. От России, наверное, в честь юбилейной даты в конкурсе 25 мультфильмов. Студенты, молодые аниматоры будут сражаться с мэтрами. Иван Максимов (вместе со своей командой") - покажет новый мультфильм "Старушка – жизнь VS старушка смерть), Роман Соколов – "Теорию заката", Наталья Мирзоян – "Пять минут до моря", Алексей Туркус с Алексеем Шелмановым – "Суету сует", Светлана Андрианова - "Жил-был дом", Нина Бисярина – "Остановку", Александр Петров – "Заставку. "Киностудии КИТ". Кадр из мультфильма "Суета сует". Фото: пресс-служба фестиваля "Крок" Один из ярчайших представителей независимой американской анимации, собравший за свои мультфильмы десятки престижных наград, Билл Плимптон отправляет на "Крок" свою новую работу "Современные жизни". Плимптон – желанный гость и участник "Крока", его работы часто фигурируют в программах и конкурсах фестиваля. Аргентинец Хуан Пабло Зарамелла привезет мультфильм "Герои". Мультфильмы Зарамеллы хорошо известны фестивальной публике. На 13-м международном фестивале в Рио-де-Жанейро лучшим короткометражным мультфильмом была названа его работа под названием "Путешествие на Марс", завоевавшая более 50 наград по всему миру. Также его "перу" принадлежат популярные мультфильмы "Светило" и "Ошибка". Кадр из мультфильма "Герои". Фото: пресс-служба фестиваля "Крок" Ну, и как же без современной авторской азиатской анимации? В этом году анимация из Южной Кореи потеснит Китай и Японию, хотя она по сравнению с ними – самая молодая. В конкурсе – пять фильмов. Пять режиссеров. Пять взглядов на жизнь вокруг и внутри себя. Да и все мультфильмы об этом. Про вчера, сегодня и завтра, но с разным национальным характером, в разных техниках и жанрах – сказках, документальной анимации, клипах, комедиях, драмах и др. Ведь именно анимация дает возможность реализовать любую фантазию в любом стиле, материале и форме.