Волонтёры из Курска получили 800 тысяч рублей на развитие искусства для незрячих людей
Помните таблички из музеев: «Руками не трогать»? Такие надписи вы не найдёте рядом с картинами Анны Павелушкиной. Копии полотен Малевича и Пикассо из пенопласта, фетра, наждачки и других материалов трогать не только можно, но и нужно. Ведь эти работы сделаны для тех, кто не может видеть. Искусство на ощупь У выпускницы худграфа Анны Павелушкиной богатый волонтёрский опыт. 7 лет она помогает больным людям и инвалидам. Девушка проводила мастер-классы по экоискусству в детской больнице. В Курской библиотеке для слепых имени В.С. Алёхина Анне предложили создать тактильные картины, которые можно трогать и понимать, что на них изображено. Как известно, благодаря шрифту Брайля слепые могут читать, а вот увидеть произведения искусства для них было невозможно. Так думали в Курске, пока в 2017 году в Воронеж не приехала выставка полотен Ботиччелли, Пикассо, Гогена и других мастеров, которые создавали в Испании с помощью особой рельефной печати. Библиотека организовала выезд для курян. Слепые потрогали картины и поделились эмоциями. (Фото: Волонтёры работают над новыми произведениями в библиотеке) – Вообще у нас в России это только начинает развиваться. В Санкт-Петербурге делают картины с помощью 3D печати. В Курске, насколько мне известно, этим никто не занимается, так как нет таких возможностей. Пообщавшись с людьми, которые ездили на выставки тактильных картин, я поняла, что им сложно их воспринимать, потому что не хватает объёма. Например, когда они трогают портрет или сидячую фигуру, не могут понять, где рука и где нога. Поэтому я решила создавать такие картины из подручных материалов, например, бумаги, пенопласта, – делится Павелушкина. В конце прошлого года Анна подала документы на грант в федеральное агентство по делам молодёжи. Проект, который она назвала «Тифломир: путешествие в искусство», получил поддержку в размере 300 тысяч рублей. Средства пойдут на создание картин, презентацию проекта в Курской области и других регионах. В декабре 2017 девушка приступила к реализации идеи. В деле не только художники Место для работы предоставила библиотека. Картины Анне помогает делать команда волонтёров, всего в проекте задействовано около 20 человек. Дело продвигается медленно, так как не все ребята художники. К тому же встречаться получается редко – у кого-то учёба, работа, у кого-то и то, и другое. Поэтому на создание одной картины у них уходит от нескольких недель до месяцев. Первым опытом для курян стали «Жаклин с цветами» Пабло Пикассо и «Спортсмены» Казимира Малевича. (Фото: Слепым людям нужно потрогать картину, чтобы понять, что на ней изображено) – Мы понимали, что не можем пока сделать, например, «Всадницу» Брюллова. Там много мелких деталей – девочка, лошадь, две собаки плюс элементы ковки. Пока у нас мало опыта и это нереально. Первые работы старались делать в направлении «авангард», потому что такие картины не перегружены деталями, – признаётся Павелушкина. Собственные картины девушка тактильными не делает, рисует просто, чтобы не потерять навык. Цель проекта другая – познакомить тех, кто не видит, с творчеством известных мастеров и направлениями искусства. Почувствовать цвет Сначала волонтёры распечатывают картину, переводят её на материалы, из которых она будет состоять, и вырезают. Затем берут дерево, на него крепят фанеру и бумагу – это основа. А дальше вырезанные детали из разных материалов собирают в единую картину с помощью клея и покрывают специальным лаком. Это для того, чтобы работа не пострадала от многочисленных прикосновений. Формат А2 выбран неслучайно – картина должна быть не большой и не маленькой. Стоит отметить, что готовые тактильные картины выглядят как и оригиналы, только они с выступающими частями. То, что на первом плане, делают более выпуклым. Фактура всех изображений разная. Например, кожа – один материал, волосы – другой, одежда – третий, узор на ней – четвёртый. Наощупь они сильно отличаются между собой. К этому стремятся Анна Павелушкина и её команда, так слепым будет легче различать детали. – Например, в картине Малевича «Спортсмены», каждый цвет отличается по фактуре. Коричневый – из наждачной бумаги, зелёный – из гофрированной, красный – из фетра, чёрный – это замшевая бумага, золотой – блестящий фоамиран. Также мы учитываем, что кожа не может быть выполнена из наждачки. Поэтому для «Жаклин с цветами» использовали пластичную замшу, она напоминает кожу наощупь и подходит по цвету. Если человек слабовидящий, он различит светлое пятно на тёмном фоне, – объясняет девушка. Материал для картин – отдельная тема и, по словам Анны, проблемная и дорогая. Девушка – постоянный посетитель магазинов тканей, строительных принадлежностей и товаров для хобби. Для одной из будущих работ потребовался мех. Чтобы купить кусочек, Павелушкина буквально объездила весь Курск. На самом деле все материалы недешёвые. Также в процессе творчества волонтёры выяснили, что клей сильно пропитывает материал и он теряет вид, а бывает, исчезает совсем. Картину «Бедуин с верблюдом» Мартироса Сарьяна пришлось переделывать, потому что со временем клей разъел пенопласт. Сейчас её восстанавливают и используют резину. Анна признаётся, что и с ней работать непросто, трудно вырезать и приклеивать. Ещё одна проблема – транспортировка. Картины весом 3 – 5 килограммов трудно перевозить. Всем покажут Картины волонтёры уже начали показывать. К примеру, в этом году команда выезжала в курский музыкальный колледж для слепых и побывала в Ярославле на фестивале творчества молодых людей с ОВЗ. Участников знакомили с направлением изобразительного искусства «авангард» и жанром «портрет». В первую очередь Анна и её друзья рассказывают о художнике, картине, а затем помогают незрячим потрогать её. Берут их руки и водят по полотну, объясняя попутно, где что расположено. По словам Павелушкиной, проблем с восприятием пока не возникало, отзывы восторженные. В планах у команды – ещё больше упростить для незрячих процесс созерцания и использовать шрифт Брайля. Рядом с каждой картиной планируют сделать отдельную палетку, на которой разместят кусочки материала и подпишут, что они изображают и какого они цвета. Ноу-хау будут внедрять к выставке тактильных картин Анны Павелушкиной. Планируется, что мероприятие пройдёт в декабре, с местом пока не определились. Волонтёры хотят представить 8 произведений искусства. Как раз ими сейчас усердно занимается вся команда. – Сейчас делаем несколько картин параллельно, для одной материал подбираем, другую клеим. Третью только выбираем. В работе уже «Клином красным бей белых» Эля Лисицкого, «Автопортрет» Ильи Машкова. Ещё я делаю «Девочку на шаре» Пабло Пикассо и вылепляю фигуру футболиста для одноимённой картины Александра Дейнеки из моделирующей пластичной пасты. Как будет готова, приклеим на основу, – рассказала Анна. Выставка пройдёт, а что дальше? По словам Павелушкиной, это только начало, на продолжение реализации проекта она получила ещё один грант в размере 500 тысяч рублей на 2019 год. После этого будет видно, чем заниматься дальше. Идей на будущее много, но о них девушка расскажет чуть позже. Цифра в тему 8 тактильных картин волонтёры хотят представить на выставке в декабре Анна Власова Какими бывают картины для слепых Слепые и слабовидящие люди, которые никогда в жизни не видели таких произведений искусства, как «Мона Лиза» или «Крик», теперь могут «увидеть» такие картины, используя свои пальцы. Одним из лидеров в этой области является компания, специализирующаяся на 3D печати. Внедрение шрифта Брайля в традиционные формы искусства – это ещё один способ сделать произведения более доступными. Работы художника Роя Начума из Нью-Йорка на первый взгляд просто прекрасны. Но на этих произведениях шрифтом Брайля написаны не менее поразительные стихи. Например, картины можно создавать, накладывая больше разных слоёв краски для достижения больших тактильных впечатлений. Джон Брамблитт – один из широко известных художников, использующих эту технику. Калифорнийский художник Эндрю Майерс создаёт портреты, используя шурупы различной высоты, вкручивая их в деревянную доску, скрупулезно прорабатывая каждый зазор. syl.ru