Толерантность в кино: почему «отбеливают» персонажей и как трансгендеры стали модной темой
Белым пламенем вспыхнули зады фанатов серии книг Сапковского от новостей из Netflix: неужели и правда нас ждет темнокожая Цирилла? К счастью, это оказалось лишь слухами. Наша редакция не имеет ничего против афроамериканских актеров, но мы ярые поклонники канона, да и откуда в средневековой Восточной Европе негры? Если задуматься, то тема обратного расизма в массовой культуре — штука не новая. Мы вооружились интернетами и отправились на фактчекинг специально для тебя. Где это было Кино по комиксам Самый большой пункт, потому что здесь комбо. Marvel и DC объединились, чтобы подзаработать, не слишком изящно огибая расовые углы: Джонни Шторм в последней экранизации «Четверки» изменил цвет кожи на черный; Хранитель, пожилой азиат, превратился в Тильду Суинтон в адаптации «Доктора Стренджа», а Мэри Джейн в исполнении обворожительной Зендайи чудо как хороша, но на рыжую белую актрису не тянет. Холли Берри в роли Кэтвумен, истинный викингский герой Идрис Эльба и его Хеймдалль и даже мать его Ник Фьюри от сами-знаете-кого — все изменили расовую принадлежность. А недавно появился слух о новом касте: темнокожий Супермен от Майкла Би Джордана. Будем надеяться, что Крепость Одиночества не построят в Гарлеме. «Побег из Шоушенка» Харизматичный ирландец по прозвищу Ред — герой романа Стивена Кинга «Рита Хейуорт и побег из Шоушенка», от лица которого и ведет рассказ Кинг, — в своей адаптации не потерял в обаянии, но переменился в лице. Морган Фримен превосходен в любой роли, что и решил Фрэнк Дарабонт. «Чайная церемония» Для роли в «Чайной церемонии» великий и ужасный Марлон Брандо преобразился из Дона Вито в находчивого переводчика Сакини. Роль ему под стать: его герой полностью подавляет своего визави, но из лощёного итальянца окинавского японца не сделать ну никак. «Призрак в доспехах» И снова «отбеливание» японских героев. Майора Мотоко Кусанаги — роботизированного бойца элитного спецотряда из манги Масамунэ Сиро «Призрак в доспехах» — воплотила на экранах Скарлетт Йоханссон. В Ниихаме будущего вокруг кибергейш смотрится она экзотично. Двойной удар от Уилла Смита. Лос-анджелесский выживальщик из ленты «Я — легенда» и обаятельный агент Джей в своих первоисточниках — белее белого. Но этот тот случай, когда актер так слился с образом, что о седой древности никто и не вспомнит. «Движение вверх» Если ты думаешь, что всему виной загнивающий Запад, то не все так просто. В спорной спортивной драме Мегердичева «Движение вверх» игрока советской сборной Алжана Жармухамедова сыграл Александр Ряплов. «Русский индеец», как ласково прозвал своего героя актер, по сюжету фильма достаточно сильно отличается от своего реального прототипа. Но художественному произведению порой свойственны некоторые допущения. «Темная башня» И снова Идрис Эльба. Он сыграл прообраз Клинта Иствуда, стрелка-странника Роланда Дискейна. Сыграл превосходно, вот только сам фильм подкачал. Исключительно веяниям толерантности поддались Меркуцио от База Лурмана, Хитклифф сразу в двух «Грозовых перевалах» (темнокожий, по замыслу Бронте, герой) и Маннипенни в «007: Спектр». А недавно по сети начали гулять слухи о поисках на роль суперагента 007 темнокожего актера. «Массажный салон» Биографический фильм о владелице салонов интим-массажа Джин Мари Гилл, более известной как Данте «Текс» Гилл, — женщине, идентифицирующей себя с мужчиной. Роль предложили очаровательной Скарлетт Йоаханссон, но та под давлением ЛГБТ-сообщества была вынуждена отклонить предложение. По мнению общественности, трансгендерные роли могут сыграть только такие же точно актеры: гетеросексуальным исполнителям не удастся передать всю гамму чувств и эмоций человека под прессом гнобления меньшинств. Почему происходят замены Не стоит винить в отступлениях от канона одну лишь толерантность. Во главе кинодельческих компаний стоят в первую очередь маркетологи. Цифры для картин в широком прокате — закон. Изменяя старика-азиата Хранителя на прекрасную Тильду Суинтон, боссы Marvel знали все наперед. Территория Тибета для жителей Поднебесной исконно считается своей, с чем сами тибетцы, увы, не согласны. И если в комиксах акцент на тибетском «гражданстве» героя был оправдан, то на большом экране это привело бы к колоссальным убыткам. На неприязнь миллиардной аудитории ни один здравомыслящий продюсер не пойдет. Порой и авторское видение автора решает за сценариста: цвет кожи может быть инструментом, раскрывающим тонкие черты характера героя. Белокожий актер не сможет передать гамму эмоций и пластику темнокожего, и наоборот. Помещать актера с иным цветом кожи в канонический мир оправдано по тем же причинам: подчеркнуть контраст и отчуждение от общества, одиночество и уникальность. Не стоит забывать и об особенностях американской развлекательной индустрии. Ее корни уходят в те времена, когда к слову «афроамериканец» не добавляли вторую часть. За десятилетия кинематографа на экранах не появлялось ни одного черного актера, а красноречивее всего об отношении киноделов говорит жанр Blackface: актеры мазали лицо гуталином и кривлялись на потеху публике, изображая темнокожего деревенщину. И от этого прошлого необходимо избавиться. Но не ценой же оригинальных произведений! С трансгендерами в кино сложнее. Если геи, лесбиянки и бисексуалы получили равный статус, права и возможности относительно давно, то на большом экране персонажи, идентифицирующие себя с противоположным полом, — новинка, тема актуальная и злободневная. Стремление подчеркнуть принятие свободы выбора и уважение к внутреннему миру и мироощущению порой доходит до абсурда. Киноделы создают картину «под пиар», а представители ЛГБТ-сообщества устраивают настоящие травли актеров, отважившихся на исполнение сложной роли. Реклама работает, общественность негодует, прибыль растёт. Если ты думаешь, что Эдди Редмейн не получал угроз за «Девушку из Дании», то напрасно. А в некоторых странах прокат картины и вовсе запретили, и Эдди там — персона нон грата. Когда подчеркнуть свободу от предрассудков важнее разума Любимая всеми нами история о мальчике-волшебнике тоже попала под нож толерантности. Недавняя пьеса (не от Роулинг) «Дитя тьмы» превратила Гермиону Грейнджер в афроамериканку. Пьеса нашумела, к сожалению, лишь благодаря этому. И отсюда еще один вывод: толерантность — прекрасное оружие пиара. Иронично, но черного. На провокации поклонников оригинала недобросовестные киноделы или грамотные пиарщики собирают кассы вдвое-втрое большие, чем стоило бы. Но как привлечь к ответственности, если «авторский взгляд» всегда равен «я в домике»? Даже скромные попытки талантливых людей в кино высмеять эти тенденции тонут в пучинах. Роберт Дауни — младший в «Солдатах неудачи», Крис Рок и его 13-й апостол — капля в море мира, сходящего с ума от любого упоминания цвета кожи. Для русских людей понять такое непросто: институциональный расизм у нас не существует даже как понятие, хотя некая расовая напряженность все же знакома. Мир кино все так же продолжит шокировать нас экстравагантным кастингом и в 2019 году, и в 2020, и еще много-много лет. А пока ты только отошел от афро-Цири, насладись: по слухам, в адаптации классического «Собора Парижской Богоматери» Горбуна сыграет все тот же неугомонный Идрис Эльба (уж не поставил ли он себе целью доказать, что сможет сыграть любого белого европейца или американца?). А мы будем надеяться, что адаптация не будет в стиле хип-хоп.