"В Москву, в Москву!" – "Большие гастроли" Омского академического театра драмы

В октябре 1941 года московский театр был эвакуирован в Омск. С ноября 1941 по август 1943 на омской сцене три раза в неделю шли спектакли хозяев, а четыре раза – вахтанговцев. Затем была введена традиция обменных гастролей, которая продолжалась не одно десятилетие вплоть до наших дней. В последний раз Омская драма гастролировала на вахтанговской сцене в 2007 году. И вот, спустя одиннадцать лет, – новая поездка. Она состоится в рамках федеральной программы "Большие гастроли", утвержденной Министерством культуры РФ. Программа подразумевает обменные гастроли ведущих театров России, в том числе, при финансовой поддержке из федерального бюджета. Летом нынешнего года в Омск театр им. Вахтангова привозил пять спектаклей: "Евгений Онегин", "Мадмуазель Нитуш", "Медея", "Наш класс" и "Ревнивая к себе самой". Москвичи же увидят шесть спектаклей омских "академиков" – самые яркие премьеры последних лет. Омский академический театр драмы ведет активную гастрольную и фестивальную деятельность, в том числе и за рубежом, является неоднократным участником разнообразных конкурсных и внеконкурсных программ – так что афиша для показа в Москве составлялась предельно тщательно, с прицелом на разные аудитории и в стремлении как можно более полно очертить репертуар и возможности театра. Фото: Омский государственный академический театр драмы Откроются гастроли 9 октября в 19:00 на Основной сцене пронзительной постановкой Дмитрия Егорова "Время секонд хэнд", "голоса эпохи перемен", по повести Светланы Алексиевич. Для омичей этот спектакль, состоящий преимущественно из монологов, интересен в том числе и тем, что в нем заняты все три поколения актеров Драмы – от легендарных мэтров до вчерашних студентов (а на момент премьеры – еще даже не получивших дипломы). Столичные же зрители смогут оценить мультимедийность постановки и введение бытовых предметов как полноценных участников действа. Не говоря уже о том, что это уникальная возможность погрузиться в свое, личное советское прошлое – через воспоминания и рефлексии. Для Дмитрия Егорова это уже четвертый спектакль по произведениям Светланы Алексиевич. Для некоторых же актеров второй – тридцать три года назад они играли в спектакле "У войны не женское лицо". Поэтому постановка – не дань моде на волне скандала с Нобелевской премией, а логичное продолжение когда-то начатой беседы со зрителями о времени и о себе. Фото: Омский государственный академический театр драмы 10 октября в 19:30 на Новой сцене начнется пластический спектакль санкт-петербургского хореографа Анны Закусовой "Синяя Борода". Поставленный по мотивам одноименной сказки Шарля Перро и пьесы Дэа Лоер "Синяя Борода – надежда женщин", он объединит драматическое искусство, танец, акробатику и контактную импровизацию. Изюминкой спектакля является специально написанная для него музыка – ее автором стал столичный электронный композитор Глеб Raumskaya (кстати на его сайте показ "Синей Бороды" на вахтанговской сцене указан в списке "концерты"). Предельно минималистичный по цветовому, световому и декорационному решению "Синяя Борода" — спектакль экспериментальный, нетипичный для Омской драмы. Во время гастролей в Москве ему исполнится ровно год – и нельзя сказать, что он стал событием в омской театральной жизни. Как несомненно удачный эксперимент, его отметили многие критики, однако заставить о себе говорить он не смог. Может быть, московские зрители больше проникнутся метаниями Синей Бороды и судьбой его незадачливых жен. 11 октября в 19:00 на Основной сцене – монументальное, в стилистике 1940-х годов, "Искупление" по роману Фридриха Горенштейна в постановке Алексея Крикливого. Фото: Омский государственный академический театр драмы Это, пожалуй, самый титулованный из привезенных в Москву спектаклей. Он вошел в лонг-лист Национальной театральной премии "Золотая маска" и стал лауреатом XXIII Омского областного конкурса-фестиваля "Лучшая театральная работа" в номинациях "Лучший спектакль года", "Лучшая мужская роль второго плана" (Олег Теплоухов) и "Дебют года" (Кристина Лапшина). За эту же роль – Сашеньки – актриса была отмечена в номинации "Надежда сцены" межрегионального фестиваля-конкурса "Ново-Сибирский транзит". Тяжелый, жестокий и жесткий (по сюжету и теме, но не сценографии и трактовке) спектакль – первая постановка "Искупления" в России вообще. И уже даже по этой причине она зарезервировала для себя место в истории российского театра. 12 октября в 19:00 на той же Основной сцене – неоднозначный и провокационный "INCOGNITO", "русские криминальные хроники" в постановке Анатолия Ледуховского по мотивам комедии Николая Гоголя "Ревизор". Основатель московского "Модельтеатра" и неоднократный лауреат "Золотой маски" насытил спектакль аллюзиями и отсылками к современной реальности и сделал ставку на актерский состав, практически отказавшись от декораций. Любопытно, что именно "Ревизором" 7 октября 1905 года Омская драма (тогда еще просто "Новый городской театр") когда-то была открыта для публики. На сей раз, сто тринадцать лет спустя, не стоит ждать классического прочтения хрестоматийной пьесы: это не тот спектакль, на который водят школьников, чтобы они хоть так ознакомились с программными литературными произведениями. Это остросоциальная (хотя сложно сделать спектакль про жуликов-чиновников не остросоциальным) постановка, с неожиданным и даже кровавым финалом. 13 октября в 19:00 на Основной сцене – "Правда – хорошо, а счастье лучше" Романа Самгина по пьесе Александра Островского. Классический, богато декорированный спектакль по классической же пьесе без сюрпризов и эпатажа, для любителей тихого семейного культурного отдыха. Фото: Омский государственный академический театр драмы Очень яркая, буйствующая красками сценография (в которой нашлось место даже бутафорской козе) на два часа перенесет зрителя в дачное лето, что будет очень актуально для октябрьских гастролей. Равно как и жизнерадостная трактовка и без того одной из самых светлых и добрых комедий Островского окажется как никогда кстати для… просто кстати. И закрывает гастроли 14 октября в 19:00 на Основной сцене "Три товарища" главного режиссера театра Георгия Цхвиравы, "сцены из романа" Эриха Марии Ремарка. Несколько лет назад он уже обращался к творчеству Ремарка – ставил "Триумфальную арку" в театре "На Литейном". Нынешнюю же постановку он, по собственному признанию, "стилизовал под Брехта". Атмосфера предвоенной (и одновременно послевоенной) Германии любовно передана в спектакле через музыку, образы и даже пластику. Любовная история закутана в полутона и оттенки переживаний, жизнь имеет кисловатый привкус смерти, а за настоящим наблюдают призраки прошлого – финал "Больших гастролей" стремится стать не точкой, а многоточием. Один из принципиальных моментов программы "Большие гастроли" – постановки "как они есть", с полноценными декорациями, костюмами, светом и полным актерским составом. Летом омичи по достоинству оценили возможность познакомиться со знаменитыми спектаклями в первозданном виде, теперь же настала очередь москвичей узнать, что же – и как – ставят в старейшем академическом театре Сибири. Фото: Омский государственный академический театр драмы Привезенные в Москву в далеком 2007 году спектакли, среди которых были "Утиная охота" и "Дачники" Евгения Марчелли, "Утиная охота" Вячеслава Кокорина и "Кабала святош" Василия Сенина, с годами стали легендами омской сцены. Ждет ли такая же славная судьба нынешних "гастролеров" – покажет время.

"В Москву, в Москву!" – "Большие гастроли" Омского академического театра драмы
© Ревизор.ru