Глубина у каждого своя: отчётный вечер-концерт "Филатов Феста"
Влад Маленко предложил зрителям представить себе карту океана, висящую на стене, и на воображаемой водной глади показал разницу уровней: – Здесь вода светло-голубая. Мелко. Здесь синий темнее, — глубже. А ты и в океане, в самых разных частях карты, и в речке Замарайке всё равно прыгнешь только на свою глубину, — сказал Маленко, обращаясь к каждому из зрителей и даже из человечества. Московский театр поэтов, его режиссёры и актёры, а с ними и зрители, готовы и даже рады погружаться на большую глубину творческого поиска, вдохновения, рефлексии и действия. Идти вглубь в хорошей компании и легче, и веселее, и – продуктивнее. Программа вечера была насыщенной и разнообразной. Сначала на импровизированную сцену выходили поэты-финалисты "Филатов Феста" разных лет и читали свои стихи: Екатерина (Рина) Иванова (финалист 2016 года, теперь актриса и сотрудник Московского театра поэтов), Алексей Авданин, Алёна Белавежская, Люба Правда, Александр Скуба, Екатерина Яшникова и Александр Антипов – актёр и член команды организаторов. Затем состоялся диспут "Поэтический театр". Влад Маленко предложил поразмышлять о взаимоотношении поэзии, театра и музыки на современном этапе, а также в ближайшем будущем. Оппонентам пришлось не только высказывать собственные мнения, но и заглядывать вперед во времени (тоже своего рода вглубь). Фото: sonofrus.ru В дискуссии приняли участие Алёна Муратова — актриса, режиссёр, недавняя выпускница ГИТИСа, постановщик спектакля Московского театра поэтов "Контрабасни", и Дмитрий Сущевич – режиссёр театра и кино, автор множества телевизионных и сценических проектов, лауреат зарубежных кинофестивалей. По мнению Алёны Муратовой, поэтический спектакль в театре – явление нечастое, так как: "Трудное это дело, требуется много фантазии, опыта, знаний... Поэзия – это ведь суть языка. Высокая планка задаётся". Дмитрий Сущевич задался вопросом шире: "Что такое театр?". Его видение было даже где-то парадоксальным: "Зрители приходят играть зрителей. Театр своим предметом может взять всё, что угодно. Но — происходящее должно включить зрителей". Режиссер пояснил: то, что транслирует актёр, зритель переживает вместе с ним. Разница между артистом и поэтом в том, что актер отдаёт миру то, что ему приходит "сверху", а поэт накапливает-накапливает – и только потом выплёскивает. Фото: пресс-служба Филатов феста Влад Маленко заступился за поэзию как за "вещь самодостаточную", которая сама себе – и музыка, и ритм, и театр, и даже кровеносная система. "Зачем её чем-то дополнять? Зачем вообще делать поэзию на театре, когда есть комната, книжка и ты?" – не понимал актер и поэт. Дмитрий Сущевич настаивал, что поэзия в театре становится предметом театра, превращаясь в сценическое действо. Читая стихи самостоятельно, человек приближается к тому состоянию, в котором был поэт, когда их писал. В театре же это приближение становится задачей режиссера и артистов. Но технически доводить переживания до зрителей необходимо профессионально, тонко и дозировано, иначе случится пресыщение, о котором говорил Влад Маленко, сравнивая поэтические спектакли с полными ложками меда и черной икры. Помимо звучания и впечатлений, нужно дать зрителю пустоту и тишину и волнение вне рифмы, уверен Маленко. Диспут вызвал отклик у слушателей, и в него вмешался "глас народа" из уст человека из зала, пожелавшего остаться неназванным. Он отметил, что ставить поэзию в театре очень сложно: часто нарушается внутренний ритм, заложенный поэтом. Но и сами поэты нередко не умеют читать свои стихи, "перегружают" их собственными переживаниями. Справедливы были все замечания, ибо современная ситуация, честно говоря, нелегка для поэзии. Мало кто сегодня способен сесть за стол, открыть книгу стихов и начать ее читать. Ещё меньше тех, кто готов купить стихи, особенно современных поэтов. А последние, как и во все времена, ищут свой путь к читателю, слушателю, зрителю. Одним из выходов для них представляются открытые поэтические вечера, а также участие в поэтических конкурсах. Перенос поэзии на театральные подмостки возможен, однако над этим действом нужно серьезно работать. Если все сделать грамотно, бережно и с фантазией, то поэтический театр – хорошая возможность для стихотворения (а с ним и для поэта) прозвучать, выйти в мир, зажить своей жизнью. Приобрести объём и глубину. Об этом напомнила Алёна Муратова, поставившая спектакль "Контрабасни" как синтез нескольких жанров. Фрагмент из спектакля "Контрабасни" — басня "Енот на кладбище" в исполнении актрисы Елизаветы Тузовской – стал сюрпризом зрителям от Алены Муратовой. Но самой интригующей частью встречи оказались, пожалуй, фрагменты спектакля "Черви" (авторы пьесы – Сергей Конь и Андрей Труханов), показанные в третьей части. Режиссёр-постановщик спектакля Влад Маленко предупредил зрителя, что его ждет провокация и извинился за то, что будет показывать будто бы "полработы". Аллегорическое действо Маленко назвал "приношением" "дядькам из 1970-80-х" и субкультуре той благословенной поры, неотделимой от "тошниловок" и пивных, где спорили о категорическом императиве Канта, как в культовой картине тех лет, сараев и гаражей, где крутили транзистор, и привокзальных туалетов, стыдливо избегаемых официальным искусством. Над спектаклем также работали художник Анна Панина, хореограф Алёна Муратова, композитор – Константин Загацкий и музыкант Сергей Летов (который 24 сентября отметил день рождения). Команде создателей пьесы удалось "нырнуть" на неожиданную глубину, в том числе — аллегорий и метафор. Актёрам постановщик велел быть лёгкими, глуповатыми, играть "абсолютно бесталанно". Это и для хорошего артиста – не самая лёгкая задача. Фото: youtube.com Завязка истории такова: внук давно умершей знаменитой женщины-космонавта решает открыть оставшуюся от бабушки банку с вареньем. А в нём за давностью лет поселились черви. Внук выплеснул содержимое банки вместе с ними в овальное отверстие "деревянного павильона" во дворе. И кольчатые черви расползлись по двору (и по сцене). Кольчатые черви, малосимпатичные существа, обычно обитающие в толще почвы, в спектакле носят человеческие имена и живут вполне человеческими страстями. В центре сюжета – конфликт червей и крота. Отец червивого семейства ("дед") мечтает крота победить. Молодые же призывают деда "прекратить разжигать межнациональную рознь". Один из братьев – приверженец философии буддизма. Другой молодой червь, тоже, по всей видимости, философ, рассуждает: "Добро, ребятки, – единственный национальный путь нашего гуманитарного развития общества…" Герои распевают песни. "Песня о добре", "Люблю", "Для нас еда" имеют шансы стать хитами. В общем, черви живут весьма полнокровной жизнью. А меж тем над ними нависает опасность уничтожения: со сцены не сходит юная девушка с канистрой, полной яда, на спине и с палкой-распылителем в руке. И время от времени туда-сюда отравой "попшикивает". Поскольку пьеса шла не целиком, по фрагментам было непросто разобраться, что же в ней произойдет, и вывести цельное впечатление от действа. Но и по отрывкам можно было сказать с уверенностью, что перед нами – новое, живое, смелое искусство. К счастью, чтобы сложилось цельное впечатление, надо всего лишь дождаться 12 ноября. В этот день в Центре драматургии и режиссуры состоится премьера спектакля "Черви". Интересно будет всем вместе погрузиться в его глубину.