"Без страховки и наигранных ролей": фестиваль "Балтийские сезоны" открылся экспериментальным спектаклем столичного театра
В Светлогорске на открытии XV Фестиваля искусств "Балтийские сезоны" Московский театр мюзикла представил экспериментальную постановку "Реверс". Событие прошло в "Янтарь-холле" в субботу, 6 октября. О том, как это было, в материале "Клопс". Напряжённое полуторачасовое драматическое действо, смертельные номера, от которых захватывает дух, бешеная смена настроений и победа добра в финале — так вкратце можно описать спектакль "Реверс". По словам режиссёров постановки Андрея Кольцова и Ирины Дрожжиной, главное было уйти от заранее написанных ролей — актёры здесь играют самих себя. "Мы не хотели вынуждать артистов изображать характеры, о которых они, возможно, не имеют представления. Нам важно было отойти от наигранности и раскрыть каждого как личность", — пояснила Дрожжина. Гимнасты в "Реверсе" исполняют номера за гранью человеческих возможностей, при этом не пользуются страховкой, серьёзно рискуя жизнью. По словам Андрея Кольцова, для осуществления авторского замысла артисты подбирались по особым критериям. "Нам не нужны были ребята, работающие на интуиции, мы искали рациональных, умных людей, которые точно знали, что они делают. Именно такой подход помогает избежать трагедии. Ещё мы собирали семью, то есть сообщество неравнодушных, способных нести ответственность друг за друга личностей, которые полностью контролируют происходящее на сцене", — пояснил Кольцов. По сценарию люди оказываются запертыми в едином пространстве. Напряжённое действо разворачивается вокруг десяти дверей. Девять на сцене и одна, ведущая в зал. По задумке авторов, таким образом, зрители становятся пассивными участниками происходящего. С первых минут актёры начинают биться в двери и вскрикивать от бессилия. У каждого свои способы и ухищрения, чтобы покинуть заточенье, но все они бесполезны. В обострённой ситуации сталкиваются характеры, каждый актер при помощи трюков, акробатических номеров и пантомимы рассказывает историю. В ускоренном ритме сменяют друг друга ситуации соперничества, предательства, насилия. Все хотят забраться повыше, толкаясь на ступеньках, которые ведут к дверям. В самый драматичный момент действа с неба падает верёвочная лестница. Актёры толпятся, напирают, превращаются в живой клубок, пытаясь ухватиться и взобраться наверх. И вот одна из героинь — впереди. Она забирается под самый потолок, мерно раскачивается вниз головой, обматывается лестницей как коконом. Затем разматывает её и роняет вниз, а после и сама, обмякнув, как безжизненная тряпичная кукла, быстро соскальзывает на пол. Всё это на глазах у публики, которая забыла, как дышать. Кое-где в зале слышатся приглушенные вскрики. — Сколько был в театре и в цирке — никогда такого не видел, — шепчет спутнице мужчина в соседнем ряду. — Мамочка, а что с тётей? — спрашивает девочка лет десяти. — Всё хорошо, Оля, это спектакль такой, смотри внимательно, — поясняет происходящее дочери женщина справа. Героиня сорвалась с высоты, её оплакивает друг, горе в буквальном смысле закручивает его в узлы — пантомима в исполнении гуттаперчевого Никиты Гергерта выглядит убедительно. Предваряет развязку соперничество двух актёров, стремящихся прорваться к двери. Один протягивает руку — предлагает дружбу, другой предает в ответ. Несправедливость будит в остальных участниках пьесы сочувствие, и эта живая и светлая эмоция в итоге и открывает запертые двери. Но героев это уже не волнует. Спектакль произвёл на зрителей большое впечатление: вышедшим на поклон актёрам зал аплодировал стоя. О том, как создавался "Реверс", в материале "Клопс".