Юбилейный Международный фестиваль анимации «КРОК - 2018» подвел итоги в Казани
Мультфильмы, о которых идет речь, - авторские, созданные душой, одни рождались в недрах учебных заведений (дипломы) или в первом свободном полете (дебюты), другие - новые опыты известных мастеров анимации. Не хотелось бы обижать авторов всех мультфильмов, оставив их без внимания, притом, что в этом году вообще нет проходных мультфильмов, но фестиваль потому и фестиваль, что выносит вердикт и награждает голосами жюри лучших и награждает не только традиционными кроковскими статуэтками, но и денежным призами от 1000 до 7000 евро. для реализации следующего анимационного проекта. Если суммировать впечатления, пожалуй, стоит отметить, что молодые режиссеры отодвинули элементарную рефлекцию и занялись «изучением» всего живого и оживляемого (благодаря возможностям анимации), связав свои открытия с присутствием или вмешательством человека. Особый и почетный приз им. Александра Татарского «Пластилиновая ворона» (за высший пилотаж) присужден дипломному мультфильму «Стол» (Франция) Евгения Бойцова. Ключевая фигура - столяр, помешанный на изготовлении столов. Перфекционизм доводит его до абсурда: ломая столы, он пытается сделать что-то новое и снова ломает. Четкие рисунки квадратов, треугольников, кругов и кучи разложенных столярных принадлежностей, включая самого геометрического героя, в бешеном темпе летают в пространстве кадра, видоизменяются в стремлении создать идеальный объект. Но есть ли этот идеал? Или важен его поиск? Приз за лучший детский мультфильм получил Роман Соколов за «Теорию заката» (Россия). И, несмотря на детскость, картина наполнена взрослой печалью. День и ночь. Смена дня. Доброе солнышко и печальная луна следуют друг за другом. Но их круговорот зависит от маленького человечка, выполняющего сложную работу: пока все спят, только он один заботится о пробуждении Солнца и наступлении нового дня. Но все может случиться, и дни уносят чьи-то жизни, и ночи прячут ушедших, но каждый новый закат дарит надежду на рассвет. «Теория заката» обладает чарующей магией, и не случайно Романа Соколова на фестивале российской анимации в Суздале наградили специальным Призом жюри, Призом кинокритиков и Призом мэтров. Но сам режиссер свои заслуги приписывает композиторам Сергею Васильеву и Марине Ланда, благодаря которым возникла хореография движений. Роман Соколов по праву считает себя детским режиссером. С 2008 года и до настоящего времени преподает в студии детской анимации « Да» для детей в трудных жизненных ситуациях. И детки его знают как режиссера по сериалам «Смешарики», «Пинкод», «Фиксики». Если говорить об авторских работах не для детей, но понятным и детям тоже, - это замечательный мультфильм «Друзья» и «Мы не можем жить без космоса», завоевавшие немалое количество наград на престижных кинофестивалях. "Теория заката" Романа Соколова Приз зрительских симпатий достался ленте «Пять минут до моря» (Россия) Натальи Мирзоян, эта же работа отмечена спецпризом «За прочувствованное изложение теории относительности». С легким, воздушно-морским настроением режиссер, художник создала семиминутную зарисовку и пятиминутном происшествии, вернее, об его отсутствии, но с присутствием выразительных персонажей и деталей, «отмеряющих» время. Наталья Мирзоян - мама трехлетней Марики, так что не случайно ее история про девочку, отдыхающую с мамой на море. Мама заставляет дочку выйти из воды и пять минут погреться на солнце. И эта вынужденная передышка для ребенка - целая вечность, и мы, зрители, видим, что видит она, что происходит на пляже за эти «нескончаемые» пять минут. В фильмографии Натальи Мирзоян около десяти мультфильмов, она - человек известный в анимационных кругах. Но «Пять минут до моря», пожалуй, самый удачный фильм, самый честный, искренний и тонкий. Картина построена на нюансах, и из них складывается напряжение ожидания, хотя для всех остальных персонажей - это мимолетность, которую они не замечают. «Камера» подглядывает за отдыхающими: вот свисающий с торса жирный живот, вот собака ловит верхнюю часть купальника, вот коктейль, а вот через уже пустой стеклянный стакан видно, как к морю направляется пожилая пара. Вот она говорит : «Иося, Иося, пора купаться». И он , с трудом, передвигая ноги, идет с ней под ручку к воде. В воде она с нежной заботой мокрым полотенцем протирает старику спину, и он ложится в воду, как в вечность. И, наконец, пять минут, пять минут - истекают, и девочка уже ныряет рядом с вечностью, где есть только счастье. Наталья Мирзоян. Фото: kino-teatr.ru Если говорить о мультфильмах, победивших в разных «весовых» (по продолжительности) категориях, то, пожалуй, самая «страдающая» короткометражка (до 5 минут), завоевавшая Приз «Крока» - «Расставание» Шахафа Рама (Израиль). Трудно поверить, что молодой режиссер смог так трагически прочувствовать расставание с любимой. В небольшом интервью Ревизору. ру. он признался, что на самом деле не вкладывал личные чувства, что в этот момент, когда работал над мультфильмов, был вполне счастлив в любви, но пришлось насильно заставить себя вернуться в свои прежние переживания, связанные с болью расставаний, и для возбуждения этих чувств он смотрел фотографии, перечитывал письма. Фильм «Расставание» создан в сотрудничестве с Эриком Абером - поэтом и артистом жанра художественной декламации. Голос - будто плывет по изображению, и изображение вторит голосу. Шахафу удалось передать очень сильные чувства, они захватывают зрителя, возвращают к собственным переживаниям. И, если говорить о взаимной любви, о гармонии чувств, - то это в канадском мультфильме «Коснуться неба» (диплом жюри) Дэниэла Стерлин-Альтмана. Зрители визжали от восторга, столь прекрасный поток прекрасностей вылился на них с экрана. Абсурдный, комедийный сюжет, но каким-то необъяснимым чудом оправданный музыкой. В мультфильме звучит какая-то группа, и , наверное, было бы справедливо «Коснуться неба» назвать клипом , ибо именно музыка становится и драматическим, и композиционным рычагом. Песня напоминает мантру, и под ее обволакивающим гипнозом, не оторвать глаз от картинки, на которой не очень понятно, что происходит. Да это и не важно. Из понятного только то, что едут на машине квир-друзья, кого-то встречают, находят и в радостных обнимках, отрываясь от земли, возносятся к облакам. Сам режиссер говорит, что этим мультфильмом поддержал сообщество друзей. Необходимо отметить, что это кукольная анимация (уходящая натура). И куклы, по словам режиссера, не были изготовлены специально для фильма. Он нашел их случайно у темнокожего мастера, продающей свои работы. И тут уместно высказывание изготовителя кукол для фильма «Гофманиада» Игоря Хилова: «Кукольная анимация – это постоянная борьба с материей. В рисованной или компьютерной мультипликации материя побеждена, там нет гравитации. Художник-аниматор нарисует что угодно. А вот с куклой так не получается, потому что она материальна. У нее есть вес и ограничения комплекции». Еще один фильм о любви - «Митина любовь» (Россия) Светланы Филипповой завоевал Гран-при фестиваля «Крок». Литературная экранизация, рисованная анимация, 3D компьютер. В основе рассказ Бориса Шергина «Митина любовь». Любовь, вернее ее поиск и обретение затянутся почти на 15 минут. Но глаз не оторвать. Корабельный мастер Митя влюбился в девушку, но тут же, бедолага, ее потерял. И искал, искал, весь город обошел. Нашел. Светлана Филиппова нарисовала мультфильм углем, используя сложную технику - тотальную анимацию. Это можно сравнить с летающей камерой в игровом кино, что позволяет передать любые движения этой воображаемой камеры, через которую как бы смотрит зритель. Однородность выбранного цвета (коричневатые тона), персонажи, создающие композиционное и драматургическое настроение, заимствование образов художников русского авангарда Натальи Гончаровой, Михаила Радионова и других, музыка Александра Скрябина, Сергея Василенко и из русского фольклора, да еще голоса Евгения Ткачука и Алексея Верткова поднимают «Митину любовь» на большую художественную высоту. Ф ото: sakhalinfilmfestival.ru