Войти в почту

Марк Захаров бодр и в 85 лет

Захаров оригинален во всех своих работах: что в театре, что в кино. Он, как говорят, создал особый мир, даже вселенную. Его обожают артисты, многих из которых именно Марк Анатольевич вывел в звёзды. Режиссёр продолжает активно работать в возглавляемом им много лет Ленкоме. Спектакли по законам Зрелища Увлечение театром перешло к Захарову от матери — Галина Сергеевна Бардина окончила театральную студию Юрия Завадского и преподавала в детских драмкружках. И Марк занимался в театральных коллективах Москворецкого дома пионеров. Одним из его соучеников был Андрей Тарковский. Окончив школу, подал документы в Московский инженерно-строительный институт, но не набрал нужное количество баллов. И тут мать настояла на поступлении в театральный вуз — она сказала, что видела вещий сон. Захаров в 1951 году стал студентом ГИТИСа. И уже на втором курсе стал играть маленькие роли в театрах имени Маяковского и имени Ермоловой. А распределение он получил в Пермский областной драматический театр. Молодой актёр там, в Перми, впервые занялся режиссурой — он работал в самодеятельном театре Пермского университета. Понял, как потом признавался, что может держать внимание большого коллектива людей. Когда артист вернулся в Москву, он устроился руководителем драмкружка в Станкостроительном институте. Потом перешёл в Московский театр миниатюр, потом — в Студенческий театр МГУ. Именно там его режиссёрское дарование расцвело. И в 1965 году получил приглашение работать режиссёром в Московском театре сатиры. Первый успех пришёл после поставленного им спектакля «Доходное место» по А. Н. Островскому. Ещё один успех — после комедии «Банкет», авторами которой были Аркадий Арканов и Григорий Горин. Но оба спектакля запретили по идеологическим соображениям. Режиссёр тогда мог оказаться отстранённым от профессии. Но помог руководитель театра имени Маяковского Андрей Гончаров, предложивший поставить на его сцене «Разгром» Александра Фадеева. А в 1973 году Захарова назначили главным режиссёром Московского театра имени Ленинского комсомола, ставшего в 1991 году Ленкомом. И вот здесь талант Марка Анатольевича расцвёл в полную силу. Один за другим стали выходить спектакли, о которых заговорила не только столица, но вся страна: «Автоград XXI», «Тиль», «В списках не значился», «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», «Жестокие игры» и, конечно же, «Юнона и Авось». С 1981 года на этом спектакле всегда аншлаг. Безусловными событиями стали и постановки «Поминальная молитва», «Школа для эмигрантов», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Чайка», «Королевские игры», «Варвар и еретик», «Шут Балакирев», «Плач палача» — да всё, поставленное Марком Захаровым, высшей пробы. Критики говорили об этих спектаклях, что они существуют не по законам драматического театра, а по законам Зрелища: всё, что происходит (или просто находится на сцене) должно быть эффектным — и декорация, и костюмы, и шутки, и песни. А какие артисты были и остаются в ленкомовской труппе! Евгений Леонов, Александр Абдулов, Олег Янковский, Николай Караченцов, Инна Чурикова, Леонид Броневой, Александр Збруев, Елена Шанина, Дмитрий Певцов, Сергей Чонишвили, Виктор Раков, Сергей Степанченко и другие таланты. «Сегодня нам нужно усомниться» Мы любим и кинотворчество сегодняшнего юбиляра. Вспомним ленты «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви». Захаров был сценаристом или соавтором сценариев фильмов «Белое солнце пустыни» (именно ему принадлежат тексты писем главного героя красноармейца Сухова), «Земля Санникова», «Звезда пленительного счастья» и других. Кроме того, Марк Анатольевич — педагог. Ещё в 1983 году стал преподавать режиссуру в ГИТИСе. Он секретарь Союза театральных деятелей РФ, академик Академии российского телевидения, академик Международной академии творчества, академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА», академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Его перу принадлежат книги «Контакты на разных уровнях» и «Суперпрофессия», посвящённые проблемам современной режиссуры. Был в его жизни эпизод, вызвавший полярные оценки, — в перестроечное время он в прямом эфире программы «Взгляд» сжёг свой партийный билет. Годы спустя сказал: «В этом жесте было много экзальтации. Сложно было ей не поддаться. Уходили из партии лучшие, достойные — Ельцин, Собчак. Ельцин обладал феноменальной заразительностью, которая свойственна нашей театральной профессии. Когда он сказал, что слагает полномочия, и положил партбилет на трибуну, пока он шёл по проходу и смотрел людям в глаза — они съёживались, а когда оказывался к ним спиной, начинали свистеть и улюлюкать». Марк Захаров, кроме всего прочего, и философ. Вот что он говорит о сегодняшнем времени и нравах: «Мне кажется, русское свойство — и мне хотелось бы, чтобы оно победило, — это сомнение. Сегодня нам нужно усомниться. Как сомневались великие русские писатели, включая должностных лиц из их рядов. Например, Салтыкова-Щедрина. Сомневаться и задумываться. В человеке должен быть гамлетизм, склонность к переоценке своего пути — своих помыслов и деяний. Один умный человек сказал: «Надо точно понять, что вы сделали, а что с вами случилось». Это сложно. Я вспоминаю свою жизнь и до конца не могу этого понять». В субботу в день юбилея Мастера телевидение даст возможность ещё раз насладиться его работами и общением с ним. На Первом канале в 10:15 выйдет передача «Марк Захаров. Я оптимист, но не настолько…» Ещё одна программа, посвящённая юбилею, выйдет в 12:15. Передача «Сегодня вечером», которая начнётся в 19:45, тоже будет посвящена герою дня. В 23:00 мы увидим юбилейный вечер Захарова в Ленкоме. А в 0:50 начнётся показ фильма «Формула любви». На канале ОТР в 11:00 и в 19:50 выйдет программа «Культурный обмен», а в 19:50 станут показывать мини-сериал «Двенадцать стульев».

Марк Захаров бодр и в 85 лет
© Парламентская газета