Премьера спектакля. Все могут короли из «Щуки»
В рамках нового проекта «Старт» в Центре драматургии и режиссуры на Беговой - премьера. «Генрих IV. Сцены» - спектакль студенческий (создан на базе актерского курса Александра Коручекова в Щукинском театральном институте), экспериментальный, музыкальный, соединяющий две театральные школы - Евгения Вахтангова и Петра Фоменко. Режиссер спектакля - Кирилл Пирогов после окончания «Щуки» стал актером Мастерской Петра Фоменко, причем первым актером, как говорится, со стороны. Кирилл Пирогов начал преподавать в Щукинском институте исключительно для того, чтобы передать собратьям вахтанговцам все те знания и умения, которые он взял у Петра Наумовича Фоменко. Когда спектакль «Генрих IV. Сцены» только рождался, я спросила у Кирилла Пирогова зачем, при востребованности в театре и кино, он тратит время на студентов. - Мне это просто интересно, очень интересно, - ответил режиссер. И это - ключевое слово его спектакля «Генрих IV. Сцены». Без увлеченности, страсти, огромного интереса сегодня невозможно ставить Шекспира. Невозможно хотя бы потому, что сам драматург был очень интересным - разносторонне интересным, любознательным и неистовым человеком. Доподлинно известно, что Шекспир владел тремя иностранными языками, разбирался в истории, в политике, увлекался живописью, наукой, а в театре «Глобус» был и актером, и режиссером, и директором, и мастером на все руки. Более того, своими талантами он наделил героев, причем так щедро, что никто не мог понять - откуда взялся такой продвинутый даже в науке и смекалистый в жизни - король Генрих Пятый, короткая жизнь которого (умер в 36 лет), согласно истории, состояла из сражений, войн, побед и укрепления Англии. Возможно, Шекспир пожалел Генриха Пятого, который с 15 лет был на войне, и жил войной, и наделил его бурной, разгульной юностью? Об этом фантастическом периоде - пьеса Шекпира «Генрих IV» и спектакль Кирилла Пирогова. Чтобы не было путанницы, - главный герой пьесы и спектакля - сын Генриха Четвертого - Генрих Пятый. Отдельной похвалы заслуживает работа художника - Максима Обрезкова. Между прочим, главного художника театра имени Вахтангова. Максим Обрезков создал пространство, которое напоминает и королевский дворец, и театр «Глобус», и трактир, и поле битвы. Очень английское, шекспировское и при этом современное. Благодаря всем составляющим - режиссуре, актерской игре, декорациям, костюмам, музыке и, конечно, Шекспиру - спектакль получился легким, свежим, красивым. В нем жесткий конфликт отцов и детей - короля и наследника решается в пользу молодого поколения. Не верил король в своего непутевого сына, а зря! Генриха Пятого нельзя упрекнуть в бездействии и в плохом правлении. Он - один из немногих английский королей, который никак себя не запятнал. Разве что только в вольной и далекой от исторической правды пьесе Шекспира.