Сергей Кабайло: «Только из конкуренции рождается что-то хорошее»

Сергей Кабайло: «Только из конкуренции рождается что-то хорошее»Театральный сезон, стартовавший в регионе, обещает быть особенным. Помимо традиционных премьер и гастролей нижегородцев ждут новые проекты и возвращение старых полюбившихся фестивалей. Все эти сюрпризы готовит зрителям Нижегородское отделение Союза театральных деятелей, которое всегда было одним из самых крупных в стране и собирало в стенах нижегородского Дома актёра артистов не только со всей России, но даже из-­за рубежа. После нескольких лет затишья бурная театральная жизнь возвращается! Подробности нам рассказал председатель регионального отделения СТД России Сергей КАБАЙЛО. Задача – удивлять – Сергей Эдуардович, нижегородский Дом актёра одно время гремел даже за пределами региона, однако в последние годы он как­то выпал из поля зрения театралов. Теперь ситуация меняется? – Гремел он благодаря нашим фестивалям – с того момента, как я возглавил наше региональное отделение, я поставил перед собой задачу: площадка Дома актёра не должна простаивать. Проект «Открытая сцена», который мы сейчас развиваем, призван показать нижегородскому зрителю то, что он не может увидеть в нашем городе. Наши двери открыты для нижегородских актёров и режиссёров, привозим спектакли из разных городов. – В чём же своеобразие площадки Дома актёра? – Она совершенно независима. Здесь можно экспериментировать, искать новые формы и приёмы. Спектакли из Питера и Москвы позволили зрителям увидеть то, чем живёт российский театр малых форм. Некоторые из гостей этого сезона уже известны зрителям. «Близость» – спектакль содружества московских актёров. Они показывали у нас «Бумажный патефон» – зрители выходили со спектакля, плакали и просили привезти эту труппу ещё. Второй раз мы приглашаем и Полину Сидихину, дочь Евгения Сидихина. Прошлой весной она блестяще отыграла спектакль «Точка», зрители были в восторге, в феврале она приедет с ним вновь. Будет концерт «Петербуржская ночь» – эстетско­ироничные вариации питерских актёров. Лидер этого коллектива – мой старый друг Володя Маслаков, актёр Театра на Фонтанке, снявшийся в жутком количестве фильмов и сериалов и озвучивший массу заокеанских персонажей. Его голосом разговаривает питерское метро, в городе на Неве нет места, где бы он не выступил со своей сольной программой, которую мы привезём. В январе состоится гастрольный показ нашумевшей в Москве «Театральной истории» по роману Артура Соломонова. Главную роль в этом спектакле играет актёр Театра на Таганке Филипп Котов, сын актёров нашего Нижегородского театра драмы. – В афише ещё есть «Театр ненормативной пластики» – это что такое? – Это коллектив из Питера. Драматические артисты пошли пластическим путём, получили огромное количество наград на фестивалях. Обещаю, будет очень интересно. Спектакль «Рассказики» привезут мои друзья – актёры Мытищинского драматического театра. Их любят поклонники «Весёлой козы» за неуёмную фантазию и остроумие. Это рассказы Чехова, но представленные необычно, вплоть до интерактива со зрителем. Я бы советовал посмотреть их как богеме, так и нижегородским школьникам. В планах привоз столичных медийных актёров – сейчас ведём переговоры с Дарьей Юрской и Ксенией Глинкой.Мы ищем таланты – Что будут показывать нижегородцы? Я слышала, что в прошлом году был небывалый приём в Союз театральных деятелей региона. – Да, приняли 53 человека – стали просто чемпионами России. Но количество членов союза не всегда влияет на творческую активность, кроме того, мы ждём всех, не только вступивших в союз. Центральный аппарат Союза театральных деятелей выделяет деньги на творческие стипендии. Их распределяют на всех инициативных людей страны, есть квота и на нашу область – я её сам выбиваю, пользуясь авторитетом нашего сообщества. В прошлом году стипендии получили 18 человек. Они небольшие, около 70 тысяч, но и это подспорье. Отчитаться за них можно проектом – спектаклем, концертом, выставкой. Не чеками, не гонорарами. Главное – покажи созданный тобой театральный продукт. Чтобы получить стипендии, я стараюсь тянуть за уши молодых людей: давай придумывай, пиши заявку. А уж моё дело – отстоять её в Москве. А ещё есть творческие командировки – наиболее активные члены союза получают возможность побывать на российских и международных театральных фестивалях. Нашему актёру и режиссёру Паше Ушакову в прошлом году посчастливилось слетать в Британию на Эдинбургский фестиваль! – Это только для членов СТД? – Нет, в том­то и дело! Для всех профессионалов. Дерзайте, придумывайте, побеждайте – и награда вас найдёт. Наша задача – поддерживать, развивать, пестовать, чтобы каждый молодой артист понимал: быть членом СТД творчески выгодно. Фестиваль «Школа современного театра» мы проводим в первую очередь для стипендиатов, их работы оценивают независимые эксперты из столицы, а министерство культуры области поддерживает наш наградной фонд. Но не всё так безоблачно. Часто приходится пробиваться сквозь инерцию и практически заставлять молодёжь инициировать свои проекты. Мой друг руководит союзом в Харькове, в его афише Дома актёра нет живого места. У них невероятное количество независимых театральных коллективов. Играют спектакли в семь утра, поскольку другого времени нет! И собирают полный зал зрителей! Вот такой там уровень инициативы, и по зрительскому интересу в том числе. У нас в городе такого близко нет. Нужны инициативы молодых профессионалов. Они есть, но их мало. Я знаю, что происходит в Перми, Екатеринбурге, Красноярске, Иркутске. Насколько там художественная самодеятельность профессиональных артистов, как я её называю, развита. Есть здоровая и качественная конкуренция, а у нас её нет в принципе. А только из конкуренции рождается что­то хорошее. И в искусстве тоже! Возвращение «Козы» и не только – А вот ветерану нижегородского театра Герману Кретову удаётся собирать аншлаги на спектакли. – Да, ему 80 лет, но он даст фору любому молодому по своей активности и энергии, с которой он хочет ставить спектакли и показывать их зрителю. Он настойчив, постоянно дёргает меня за рукав: «Сергей Эдуардыч, когда ты мне дашь время?» По сравнению с ним наша театральная молодёжь инертна. Они играют в театрах, играют неплохо, но немногие из них готовы брать даже то, что подносят на блюдечке с голубой каёмочкой, поскольку за этим последует необходимость прилагать творческие и человеческие усилия. – С чем это связано? Проще провести пару свадеб и корпоративов? – Не думаю. Ивент­рынок наполнен ведущими, которые далеко не артисты. Мало кто из артистов ведёт мероприятия. Просто в театрах немножко повысилась зарплата, и жить артистам стало полегче. Теперь между выбором – напрячься и что­то сделать или спокойно работать за зарплату, порой выбирают второе. А некоторые готовы сделать всё, что угодно, но не знают что! Это и боязнь играть в полупустом зале, и проблема в режиссуре! Нет режиссёров! – Когда же нам ждать любимые российские фестивали? «Весёлая коза» нас покинула в 2016 году, а «Поют актёры драматических театров» – в 2015‑м… – В следующем году «Коза» вернётся к нижегородцам. Наше региональное отделение выиграло президентский грант, поэтому фестиваль состоится, но претерпит некие преобразования. В планах на следующий год и «Поют актёры…» И это далеко не всё! 2019 год объявлен Годом театра, и мы уверены, что при поддержке правительства способны организовать яркий и продолжительный праздник для всей страны.

Сергей Кабайло: «Только из конкуренции рождается что-то хорошее»
© Нижегородская правда