На лучших сценах Москвы проходит биеннале театрального искусства
18 октября в театре EtСetera показ главного события этого фестиваля — спектакль «Коварство и любовь» Биеннале, включающий в себя несколько фестивалей — «Уроки режиссуры», «Видеть музыку» и «Большой детский фестиваль», — по сути напоминает детское стихотворение Сергея Михалкова «А что у вас?» Театралы двух российских столиц — Москвы и Санкт-Петербурга мечутся между театрами, дворцами культуры в желании посмотреть все самое интересное и новое. Тем более что многое можно увидеть только на этом смотре театрального искусства со всего мира. «ВМ» спросила директора биеннале театрального искусства Эльмиру Щербакову, как ей удается собирать в России выдающихся режиссеров со всей Европы. — Я просто умею дружить и договариваться, — рассмеялась в ответ она. Стартовал театральный биеннале с новой постановки «шпикера московской сцены» Римаса Туминаса «Фальшивая нота». Эстафету подхватил художественный руководитель Студии театрального искусства и Московского Художественного театра, профессор ГИТИСа Сергей Женовач со своей премьерой «Три сестры». Сергея Женовача многие считают сейчас одной из главных персон столичного театрального мира, потому что возглавляемый им Московский Художественный театр по всем показателям удерживает лидерство. Театр имени Вахтангова под руководством Туминаса плотно идет следом. А сегодня в театре Et Cetera состоится одно из главных событий фестиваля — показ спектакля Льва Додина «Коварство и любовь». Режиссер, не прибегая к принципиальным изменениям, сделал постановку актуальной для наших дней. Кстати, этот спектакль — дважды лауреат премии «Золотая маска». Если же говорить о самых яростных и непокорных конкурсантах фестиваля «Уроки режиссуры», то среди них — Юрий Бутусов со своим спектаклем «Гамлет», Валерий Фокин с постановкой «Гоголь. Последний монолог» и Григорий Козлов «Живи и помни». Эти три театральных бунтаря из Санкт-Петербурга лично представят свои премьеры столичной публике. А московские режиссеры следуют в Северную столицу, чтобы рассказать и обсудить свои новые работы. Иосиф Райхельгуаз съездил в Петербург со спектаклем «Шинель. Пальто» и вернулся с очень хорошими отзывами. Кама Гинкас 6 ноября покажет театралам Питера свою постановку «Вариации тайны» с прекрасным дуэтом: Игорь Гордин и Валерий Баринов. Что касается абсолютного эксклюзива театрального биеннале, это спектакль швейцарского режиссера Жориса Геррейро «Бог резни» и музыкальный спектакль венского театра «Ташен опера» «Храбрый портняжка». Удивительно красивый, талантливый и совершенно особенный спектакль по сказке братьев Гримм стал подарком для множества детей, которые посмотрели его в Музыкальном театре имени Наталии Сац — премьера открыла Год музыки России и Австрии. В рамках биеннале, который продлится до конца осени, будет показано 60 спектаклей, также пройдут выставки и творческие встречи. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Владимир Мединский, министр культуры РФ: — Содружество музыкального фестиваля «Видеть музыку» и драматического фестиваля «Уроки режиссуры» создало уникальную возможность для столичных любителей театра увидеть объемную картину лучших достижений отечественной сцены. Пожалуй, в мировой практике редко случаются конкурсы с составом участников, чьи работы давно стали историей и легендой сцены. Особое место в Биеннале занимают спектакли, обозначенные в программе «Спецпроект «ДАТЫ». К 50-летию творческой деятельности Валерия Фокина будет показан его венгерский спектакль «Крокодил». К 60-летию режиссерской деятельности Адольфа Шапиро во внеконкурсной программе будет показан его спектакль «Манон Леско» в Большом театре. Партнером биеннале выступает проект «Театральная Россия», который обеспечивает доступность театра для зрителей в самых удаленных уголках России. Ольга Егошина, арт-директор фестиваля «уроки режиссуры»: — Спектакль Льва Додина «Коварство и любовь» — режиссерский шедевр. Мой учитель Инна Натановна Соловьева обсуждала с нами, что такое «шедевр» и чем он отличается от гениального произведения. Вот сейчас бы студентов отправила на «Коварство и любовь» Додина, чтобы все стало наглядным. Не прибегая ни к каким лобовым методам насильственного «осовременивания» классики, Лев Додин возвращает тексту трагедии современное дыхание, выстраивая спектакль как шахматную партию.