«Вот это номер!» В Центре театрального мастерства – премьера спектакля «Дятел»
О чем спектакль? О любви. В широком смысле слова. О любви к миру, создателю, людям, себе самому. О честности и смелости быть собой и признаваться себе в чем-то. О неравнодушии или ненависти к тем, кто чем-то от тебя отличается. О принятии или неприятии своих чувств и чувств другого. О зацикленности на себе каждого и невозможности услышать и увидеть страдания близкого. О потере связи с истиной, добротой и красотой. О неизбежности жизни и неизбежности смерти. О времени. Об одиночестве. Главный герой истории – молодой мужчина Саша Семенов. Мы видим его в переломный момент жизни, когда он вдруг, с одной стороны, осознает иллюзорность своего существования и того, что врал себе на протяжении нескольких лет, а с другой – просто-напросто скатывается с катушек. Импульсом к внутренним изменениям становится его встреча с… дятлом. Он слышит пение этой птицы. Поет ли дятел? Саша считает, что да. Быть может, просто не каждый способен его услышать? Саше предстоит пережить череду неприятных ситуаций: его уволят, его бросит жена, он попадет в больницу… Кто-то скажет: «Да он неудачник, лузер какой-то!» Кто-то отметит: «По-человечески бы себя вел, ничего бы такого и не произошло». Кто-то только покачает головой и пожалеет. Кто есть кто? Сашу Семенова играл Никита Чеботарев. Но в перспективе он будет чередоваться с Антоном Парамоновым. Когда Антон будет в этой роли, Никита будет исполнять другие. Они взаимно заменяют друг друга. Все остальные артисты – Евгений Пыхтин, Екатерина Беляева, Андрей Хозяев, Ольга Бакулина, Алена Баранова, Антон Парамонов – предстают сразу в нескольких образах. Например, Екатерина Беляева – врач, бомж, санитарка, коллега Саши и еще несколько персонажей. Актеры быстро перевоплощаются: снимают одну маску – и тут же надевают другую. Получается, что режиссер противопоставляет главного героя остальным. Ему принадлежат монологи о любви, о красоте, о переживании боли и уходящем времени. Его интонации искренние и настоящие. Их же – преувеличенные и искусственные. Несмотря на это, каждый персонаж обаятелен по-своему (и у каждого актера есть звездный час, можно сказать, сольное выступление). Режиссер Александр Сучков говорит, что их на репетициях он называл «людьми-оборотнями»: - Все они – часть некой силы, действующей в нашем мире: дьявольской, губительной, черной. Она во всем вокруг: в людях, в тенденциях, в моде, в увлечениях. Она пожирает все сферы человеческой жизни как метастаза. Это страшная болезнь нашего времени. Она, на мой взгляд, сейчас побеждает таких, как Саша Семенов. Внимание деталям Все герои – в серой одежде, в том числе и Саша. Он – часть общества, один из них, как ни крути. Возможно, поэтому его участь и оказывается трагической. Он часть системы, но ему в ней некомфортно, и однажды он ее перестает принимать. Соответственно, и она его тоже. Темы, которые поднимают драматург и режиссер, непростые. Но подаются они и тем, и другим с юмором. А порой и с сарказмом, и с самоиронией. В одном из эпизодов персонаж произносит фразу: «Вот это номер!» По сути, большую часть сцен можно было бы ей и охарактеризовать. В хорошем смысле. Зритель смотрит спектакль, собранный из нескольких номеров: ярких по форме, своеобразно звучащих, необычно визуально оформленных. Достичь такого эффекта удалось Александру Сучкову вместе с режиссером по пластике Александром Калугиным, композитором Марком Булошниковым и Екатериной Филаретовой, которая работала с костюмами. Обратите внимание на декорации. Их минимум: три арки, свисающие с потолка лампочки и скамейки. Возникают ассоциации с убранством церкви. Неоднократно актеры «пропевают» свой текст на мотив религиозных песнопений. Кроме этих, есть и другие моменты, связанные с данной тематикой. Церковь в данном случае – это метафора нашего мира, который, если говорить о православных традициях, создан Богом. Это дом Бога, в который мы пришли в гости, но ведем себя часто по-хамски. Увы, но здесь продаются духовные ценности, здесь люди не уважают и не слышат друг друга, здесь каждый считает, что вправе покарать другого. По сути, Саша Семенов – это юродивый, которого не принимают, который ведет себя часто «ненормально», даже «аморально», но является мучеником и заслуживает сострадания. Он, может быть, в какой-то степени и сам Христос. Однажды свет так падает на актера, исполняющего эту роль, что над ним возникает нимб. Он ужинает с бомжами – и эта сцена напоминает Тайную вечеря. Его предают – и он воскресает. Помните детскую песенку «У дороги чибис»? Она становится лейтмотивом спектакля. Режиссер акцентирует внимание на некоторых словах, и она начинает восприниматься по-новому, и возникают новые смыслы, придающие ей пронзительное звучание. Слово режиссеру Заслуженный артист РФ Александр Сучков о репетиционном процессе: - Жанр мне подсказал текст. Нам нужно пройти по острой грани, а это дело рискованное. На репетициях мы пытаемся нащупать способ существования. Нам нужно достичь баланса, при котором на одной чаше весов – театр представления, игры, смелой и масочной, а на другой – искренние интонации и ноты признания. В этой пьесе есть внутренний перевертыш, который для меня важен. Кому нельзя пропустить Тем, кому интересна современная драматургия, кто любит эксперименты в театре и готов задавать себе неудобные вопросы. Вновь на сцене 25 ноября в 19:00 в Центре театрального мастерства (ул. Варварская, 32).