Войти в почту

"О чем он плачет?" Режиссёрские чтения на фестивале "Видеть музыку"

"Режиссерские чтения" созданы и проводятся затем, чтобы помочь профессиональному сообществу выработать общую систему координат, столь необходимую сегодня для музыкального театра России", — уверен инициатор проекта Георгий Исаакян. На ежегодных встречах известные оперные режиссеры делятся своими размышлениями о профессии, наблюдениями о ее сегодняшнем состоянии и своим видением путей развития музыкально-театрального искусства в современном контексте. На предыдущем II фестивале "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" состоялось несколько сессий, своеобразных творческих "баталий" "Режиссерских чтений". Дмитрий Бертман, художественный руководитель "Геликон-оперы", Александр Петров, художественный руководитель Санкт-Петербургского детского музыкального театра "Зазеркалье", Георгий Исаакян, художественный руководитель Театра им. Сац, Александр Титель, художественный руководитель Музыкального Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, рассуждали и дискутировали о состоянии современного музыкального театра, его перспективах. Сессия этого года является продолжением и развитием прошлогоднего проекта. Юрий Александров, маститый оперный режиссер, художественный руководитель Камерного музыкального театра "Санктъ-Петербургъ Опера", был в этом году интереснейшим гостем на "Режиссерских чтениях", как и его театр — один из любимых гостей и завсегдатай фестиваля "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ". Фото: amuzteatr.ru В своей приветственной преамбуле Георгий Исаакяна выразил мнение: Юрий Александров — один из важнейших режиссеров российского и европейского оперного пространства. Он — представитель поколения режиссеров, возникшего, как некий диалог и альтернатива поколению "великих стариков" во главе с Борисом Александровичем Покровским. Это новая советская оперная режиссура — Александр Петров, Лев Михайлов, его ученик Александр Титель, Юрий Александров — это те, которые очень по-разному начали взламывать коды и шифры оперной эстетики. Сегодня Юрий Александров, имея огромный опыт и солидный багаж постановок, интенсивно работает. Он ставит спектакли в самых разнонаправленных театрах России, бывших советских республик, на европейских и мировых оперных площадках и имеет широкую картину восприятия: что же такое сегодняшний оперный театр? Какой он в России, в обеих столицах Москве и Санк-Петербурге, в географически удаленной провинции? Как оперный театр мутирует, как приспосабливается ко времени. Георгий Исаакян считает Юрия Александрова своим учителем, старшим товарищем и другом. Фото: www.classicalmusicnews.ru Юрий Исаакович начал свой монолог живо и с юмором, мгновенно подхваченным Исаакяном. После изящной дуэли остроумных каламбуров двух режиссеров на предмет микрофона и прочих московских издержек петербуржец произнес: "Я очень люблю встречаться с молодежью, по своей специфике я вампир. Люблю подпитаться молодостью, потому что легко в нашем оперном жанре окостенеть, покрыться панцирем, замкнуться в своих представлениях, которые сформировались за долгий творческий опыт. Жизнь меняется стремительно, и мы не имеем право не реагировать. Изменилось все — время, зритель, пространство сцены, ее возможности. Остаться в представлениях даже десятилетней давности — огромная ошибка. Темы, поднятые здесь безразмерные, можно говорить о них очень долго." Действительно, оперная постановка — это сумма многочисленных слагаемых, за которыми стоят миллионы специфических мелочей, увенчанных оригинальной концептуальной идеей. Александров признаёт, что весь этот трудоемкий процесс, тяжкий труд он добровольно взвалил на собственные плечи. Есть театры дирижерские, где нет должности главного режиссера. Это, безусловно, Мариинский театр во главе с Валерием Гергиевым. И есть театры режиссерские, где нет должности главного дирижера, хотя наиглавнейший персонаж этого процесса — дирижер-постановщик. Сам Юрий Александров в свое время работал вместе с Борисом Покровским над постановкой "Бориса Годунова" Мусоргского в Мариинском театре, где на тот момент дирижером был Юрий Темирканов. Фото: culture.ru Если не знать специфики режиссерской работы, на поверхности можно оставить совсем другие вещи. Соединить же все компоненты, всех разрозненных участников, малое с великим, крошечное с масштабным — главная задача. Это ансамбль в самом широком понимании слова. Необходимо обеспечить любую ансамблевость — команду создателей, труппу, коллектив, голосов на сцене, взаимодействие всех рабочих во время спектакля и много каких единств местаи времени. Со стороны все это непонятно, вызывает недоумение, почти как в "Борисе Годунове", напомнил Юрий Исаакович. Царь Борис, вопрошающий о Юродивом: "О чем он плачет?" Тоже мне проблемы. Что волнует оперных режиссеров, о чем они "плачут" сегодня? "Может быть уже перестать мучить людей нашим жанром?" - провоцировал Юрия Александрова Георгий Исаакян. Нет. "Наиболее популярнейшим жанром в мире остаётся опера," — уверен Юрий Исаакович. Любой театр в репертуаре должен иметь спектакли разных жанров, от самых серьезных до самых весёлых. А режиссер должен быть непредсказуем. Тогда будет происходить всеобщий разносторонний творческий рост. А вообще, главный ориентир для Александрова — публика. Фото: news2world.net Коллектив "Санктъ-Петербургъ Опера" на предыдущий II фестиваль музыкальных театров России "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" привез три стилистически разновекторные работы —"Дон Жуан" В.А. Моцарта, "Летучая мышь" И. Штрауса и "Поругание Лукреции" Б. Бриттена. На нынешнем фестивальном смотре он представил две абсолютно полюсные постановки — романтическую оперетту "Корневильские колокола" Робера Планкетта и трагедийную оперу "Фауст" Шарля Гуно. Два режиссера, два творческих мира, две разные орбиты, пересекающиеся и диаметрально удаляющиеся друг от друга: Георгий Исаакян vs Юрий Александров. Ответов нет, рецептов нет, поиск и еще раз поиск.

"О чем он плачет?" Режиссёрские чтения на фестивале "Видеть музыку"
© Ревизор.ru