Аллилуйя актерам Ленкома
История театра «Ленком» бережно хранит дату 27 октября 1927 года... Здесь ровно девяносто один год назад энергия молодых самодеятельных столичных артистов материализовалась с помощью мастеров МХАТа самым дерзким образом — на московской театральной карте появился Театр рабочей молодежи (сокращенно ТРАМ), который сегодня носит гордое имя «Ленком». Между прочим, это емкое и независимое название театру придумал народный артист России Николай Караченцов, который по замечательному совпадению умудрился родиться в тот же самый день, что и его родной театр, но на семнадцать лет позже. Сегодня Николаю Петровичу исполняется 74 года, в связи с чем «ВМ» его поздравляет, искренне желая здоровья и долгих лет жизни! Придуманное Караченцовым название нам, зрителям, милее и ближе, поскольку корнями оно уходит в народный фольклор. А фольклора в ленкомовских стенах всегда было достаточно. Я, например, каждый раз, поднимаясь по мраморной лестнице театра, предательски «теряю серьез», ощущая, что меня преследует призрак: лет тридцать назад здесь народный артист Всеволод Ларионов изображал грозную Серафиму Бирман, которая, используя ненормативный народный фольклор, кричала: «Вас... оболтусы... ждут заводы!» Молодые, «профнепригодные оболтусы» — Леонид Марков, Михаил Пуговкин и Римма Маркова — скромно теснились внизу лестницы, не смея поднять глаза. А чуть позже по этим же ступеням дерзко и вдохновенно взбегали следующие поколения «оболтусов» — Леонид Харитонов, Лев Дуров, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Леонид Каневский, Юрий Назаров, Александр Збруев, Олег Янковский, Александр Абдулов, степенно поднимались Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов, Леонид Броневой... Все они, составляющие славу российского искусства, играли на сцене легендарного «Ленкома». Для этой же сцены писал Константин Симонов. Наконец, здесь состоялся феерический взлет одного из лучших современных режиссеров — Анатолия Эфроса. Но лично для меня история «Ленкома» разделилась на две эпохи — дозахаровскую и захаровскую. Судьбоносный водораздел пришелся на 1973 год, когда в театре, после затяжного «безвременья», появился свой худрук. А еще и свой драматург — Григорий Горин. Такой счастливый тандем случается нечасто! Искристую, как брызги шампанского, «эпоху» Марка Захарова лучше всего иллюстрирует формула поставленного им же спектакля «Мудрец»: «Вот стоит стол, хорошо стоит, дай возьму и поставлю его вверх ногами…» В этом весь Марк Анатольевич. В режиссуре «зигзагов и монтаже экстремальных ситуаций» ему в Москве нет равных! Уж поверьте... Благодаря его режиссуре в 1974 году родился остроумный спектакль «Тиль». «Готовы мы дружным строем шагать за нашим героем», — с энтузиазмом спели артисты, в чьей судьбе спектакль открыл новую страницу, за которой последовали последующие, не менее громкие: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось», «Ва-банк», «Шут Балакирев» и свежие «День опричника», «Фальстаф и принц Уэльский». Мы, зрители, сумели оценить красоту игры! Все эти годы философ Захаров учил нас, «небесных странников», тому, что наш земной путь — лишь «школа для эмигрантов». Где «под российским небесным флагом и девизом «Авось» мы должны научиться одному — любить.