Звезда и смерть Николая Караченцова 

Звезда и смерть Николая Караченцова
Фото: Парламентская газета
Вот уж действительно о смерти можно сказать: отмучился. С того страшного февральского дня 2005 года, когда Николай Петрович попал в аварию на Мичуринском проспекте в Москве, спешив домой после известия о кончине тёщи, вся страна следила за его состоянием. Казалось, не выживет. Долгая кома, потом период восстановления. Полностью реабилитироваться он так и не смог — особенно плохо было с речью. А мы вспоминали его блестящие роли в театре и кино, то, как заразительно он пел, и желали ему выздоровления. Увы…
Театр был главным с детства
Караченцов вырос в интеллигентной семье — его отец Пётр Яковлевич был художником-иллюстратором, работал в журнале «Огонёк». Мама, балетмейстер Янина Евгеньевна, делала постановки в крупнейших театрах СССР, в том числе и в Большом.
Учился Коля в интернате при Министерстве внешней торговли — мама всё время находилась в длительных командировках. Ещё в детстве увлёкся балетом, потом выступал в составе творческой группы «Актив» при центральном детском театре. И с первого захода поступил в Школу-студию при МХАТ, которую окончил с отличием. Попал в труппу театра имени Ленинского комсомола (Ленкома). Вначале выходил на сцену в спектаклях бывшего худрука театра «Дым отечества», «Мой бедный Марат», «Прощай, оружие!», «Страх и отчаяние в третьей империи». А в 1973 году в театр пришёл новый художественный руководитель — . В следующем году он доверил Николаю роль Тиля в спектакле «Тиль Уленшпигель». Для Караченцова и его партнёрши эта постановка стала знаковой, она превратила их в настоящих звёзд. Николай Петрович играл Тиля без малого 20 лет.
В 1976 году выходит новая «бомба» — рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». В ней Караченцов сыграл двух героев — Смерть и Главу рейнджеров. Ну а когда в 1981 году состоялась премьера «Юноны и Авось», в которой он был главным героем, графом Резановым, театралы были готовы носить артиста на руках. Безумная популярность рок-оперы Марка Захарова, , и  мгновенно стала известна всей стране. И на Западе, куда с ней выезжал театр, в залах не было свободных мест. Спектакль с его удивительной энергетикой и нестандартными решениями был глотком воздуха в эпоху застоя, слава богу, подходившую к концу.
Кинокарьера Николая Караченцова началась в 1967 году с фильма «Штрихи к портрету В. И. Ленина». В 1975-м вышла экранизация драмы «Старший сын». В ней Караченцов (Бусыгин) вместе с героем застревает ночью на окраине города, и чтобы не ночевать на улице, обманывает пожилого музыканта, которого сыграл , представляясь его внебрачным сыном.
Дальше были ярчайшие роли в фильмах «Белые росы», «Собака на сене», «Батальоны просят огня», «Приключения Электроника», «Человек с бульвара Капуцинов», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». А ещё Караченцов занимался озвучиванием. Голос Жана-Поля Бельмондо — это его голос. И персонажи мультфильмов «Пёс в сапогах», «Кот Котофеевич», «Бюро находок» тоже говорят «по-караченцовски».
Народный артист РСФСР был кавалером многих орденов, лауреатом Государственной премии Российской Федерации.
И всю жизнь он прожил с одной женщиной — актрисой Людмилой Поргиной. Жена после его жуткой травмы в аварии всю себя посвятила выздоровлению мужа. В 2007 году он приехал на концерт в «Ленком», посвящённый 40-летию его работы в театре. И когда зазвучала фонограмма песни Николая Петровича «Я здесь», он выкрикнул из зала «Я здесь!». Что тут началось!
Но в 2017 году врачи обнаружили у артиста ещё одно заболевание — опухоль в лёгком. А нынешней осенью он попал в больницу с воспалением лёгких. И вот его не стало…
Николай Караченцов был воплощением мужественности, азарта, неукротимой энергии и преданности своему делу. При этом — символом нежности, открытости и жизнелюбия. Таких артистов у нас всё меньше и меньше.
«Его вклад огромен, невосполним»
Для всех, кто работал с Николаем Петровичем, его уход — огромное горе.
«Он много работал в кинематографе, был любим и востребован, — сказал художественный руководитель «Ленкома» Марк Захаров. — Он прекрасно представлял наше искусство в Париже, в Нью-Йорке. Его называли «бас-баритон» в The New York Times. Он сыграл большую роль в становлении театра, в его обновлении, в его совершенствовании. Его вклад огромен, невосполним. Мы скорбим вместе со всеми поклонниками театра и кинематографа».
«Для поколения, может быть, даже нескольких поколений россиян Караченцов — это такой символ времени, — поделилась первый зампред Комитета по культуре . — Его роли — и те, которые он играл в молодости, и те, которые он играл в театре уже во взрослом возрасте, — запомнились и стали частью нашей культурной жизни. Для нас это очень большая утрата». Елена Драпеко уверена, что мы будем помнить актёра, у которого была очень счастливая профессиональная судьба и очень горькая человеческая, мы будем смотреть его фильмы, а те, кто видел его в театре, никогда не забудут его театральные роли».
Примером для мальчишек, романтическим и мужественным героем, который всегда побеждал зло, назвал Караченцова композитор . «Он был очень хорошим человеком, очень хорошим другом и, конечно, неповторимым артистом», — это слова , снявшейся с Николаем Петровичем в нескольких фильмах.
Прощание с Николаем Караченцовым состоится в понедельник, 29 октября. Вечером этого дня в память о любимце миллионов «Ленком» покажет «Юнону и Авось».
Видео дня. Как блокбастеры выглядят без спецэффектов
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео