«Гончаров -100»: Талант, проверенный временем
В рамках мероприятий, посвященных празднованию 100 лет со дня рождения Андрея Александровича Гончарова, состоялось открытие мемориальной доски в память о легендарном режиссере и педагоге. Теперь на доме 2/6 по улице Б.Бронная, где с 1970 по 2001 годы жил Андрей Гончаров, установлена памятная доска. На торжественном открытии собрался весь свет современного российского театра. Участниками церемонии открытия стали: Миндаугас Карбаускис, Сергей Женовач, Владимир Андреев, Евгений Каменькович, Светлана Немоляева, Леонид Хейфец, Юрий Иоффе, Анатолий Лобоцкий, Григорий Заславский и многие другие известные артисты и режиссеры, а также все, кому посчастливилось учиться или работать с этой легендарной личностью. Инициаторами создания мемориальной доски стали Московский академический театр имени Вл. Маяковского и Российский институт театрального искусства – ГИТИС, служению и преподаванию в которых Гончаров отдал большую часть жизни. А помощь в создании доски оказал Фонд поддержки и развития театрального образования. Автор доски - скульптор Илья Феклин (выпускник Суриковского института, ученик знаменитого Александра Рукавишникова). На мемориальной доске изображен наиболее характерный для режиссера момент жизни – репетиция в родном зале Театра Маяковского, художественным руководителем которого Гончаров был на протяжении более 30 лет (с 1967 по 2001 годы). Но как отметил соавтор и идеолог мемориальной доски сын режиссера Алексей Андреевич Гончаров, «на доске Андрей Александрович изображен в 70-е годы, когда многое еще впереди, спокойный, мудрый, умиротворенный». Символично, что торжественное открытие состоялось в праздничную для Маяковки неделю – в конце октября Театр отметил свой 96-й год и мемориальная доска в память о легендарном художественном руководителе Маяковки - лучший подарок к этому событию. Сложно переоценить тот вклад, который Гончаров внес в историю русского театра. Именно с именем этого выдающегося режиссера связан и расцвет Московского академического театра им. Вл. Маяковского, а также становление режиссерского факультета ГИТИСа, воспитание целой плеяды актеров и режиссеров, составивших свет российского театра. «Я уже стал взрослым, а он меня ругал как первокурсника. Когда мне исполнилось 60 лет, он сказал: «Ну вот, Володя, мы с вами и сравнялись». Это удивительный человек - неистовый и любимый, суровый и разный. Удивительного таланта человек – не простой, но красивой души», - сказал заведующий кафедрой мастерства актера ГИТИС, президент Театра им. М.Н. Ермоловой, народный артист СССР Владимир Андреев. «Все знают, какой был Андрей Александрович сложный и непростой. О нем ходят легенды и рассказывают всякие смешные, страшные и трагические истории, которые были в судьбе актеров. Но сегодня было бы уместнее спеть ему дифирамбы. Это был гений русской сцены, русской режиссуры. Это потрясающего таланта человек и я могу только поблагодарить судьбу и бога за то, что моя жизнь была связана с ним, и я сыграла с ним столько ролей. Если Николай Охлопков, который принял в театр наше поколение, был крестным отцом, то Гончаров был, конечно, отцом актерским. Он создал целый актерский коллектив», - поделилась народная артистка РСФСР Светлана Немоляева. «У него было удивительное качество – все время помогать людям», - добавил заведующий кафедрой режиссуры драмы ГИТИСа, художественный руководитель МХТ имени А.П.Чехова Сергей Женовач. «Мне посчастливилось – он меня называл «внучком». То есть Петр Наумович Фоменко – это прямой ученик и был как сын, а я – внучок. Потом пошли и правнуки, а сейчас уже и праправнуки. Третий этаж ГИТИСа – режиссерский факультет – Гончаров его сформировал, он его сделал. Мы будем его любить, помнить и стараться соответствовать ему». «У Гончарова был замечательный талант собирать разных людей – совершенно не похожих на него. В этом смысле сегодня режиссерский факультет и актерский факультет ГИТИСа этой замечательной традиции следуют», - подчеркнул ректор ГИТИСа Григорий Заславский. В ГИТИСе Андрей Гончаров преподавал с 1945 года и до последних дней жизни, считая его своим родным домом. Продолжая тему студенчества, Евгений Каменькович, художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко», отметил и то, что нынешний художественный руководитель Театра Маяковского Миндаугас Карбаускис имеет прямое отношение к школе Гончарова (ученик Петра Фоменко, выпускника Мастерской Гончарова). «С приходом Миндаугаса Театр Маяковского обрел второе дыхание. И я очень рад, что сейчас в Маяковке, как в старые добрые времена, появились еще и студенты, ученики Мастерской теперь уже Карбаускиса. Ведь очень важно для рабочего процесса ощущать, что новое поколение актеров дышит в спину», подытожил Евгений Каменькович. А Директор Театра Маяковского поблагодарил ГИТИС, Фонд поддержки и развития театрального образования и, конечно, всех маяковцев, так как мемориальная доска была изготовлена в том числе и на средства от сыгранных спектаклей Театра Маяковского. Краткая справка Андрей Гончаров был мастером невероятного масштаба. Долгие годы, возглавляя кафедру режиссуры в ГИТИСе, привлек туда все лучшие силы, потому что был убежден: научить профессии могут только те, кто сами в ней значат много. За 40 лет преподавательской деятельности в ГИТИСе он подготовил сотни режиссеров и актеров, работающих едва ли не во всех театрах страны, а также в Литве, Казахстане, Туркмении, Польше, Китае, на Кубе... Андрей Гончаров воспитал рекордное количество учеников, которые впоследствии сами стали звездами не только российской, но и мировой сцены. Среди выпускников Андрея Гончарова такие мэтры режиссуры как Петр Фоменко, Эймунтас Някрошюс, Сергей Голомазов, Евгений Каменькович. Среди выпускников-артистов Игорь Костолевский (выпуск 1973 года), Сергей Рубеко (1977), Татьяна Орлова (1977), Любовь Руденко (1981), Анатолий Лобоцкий (1985), Ольга Прокофьева (1985), Анна Ардова (1994) и многие другие. Андрей Гончаров возглавлял Театр Маяковского с 1967 по 2001 год - эти 34 года можно назвать целой эпохой не только в судьбе Маяковки, но в истории русского театра второй половины ХХ века. «Трамвай «Желание» Т.Уильямса, «Человек из Ламанчи» Д.Вассермана, «Бег» М.Булгакова, «Закат» И.Бабеля, «Леди Макбет Мценского уезда» Н.Лескова, «Банкрот» и «Жертва века» А.Н.Островского - без этих спектаклей невозможно представить себе театральную жизнь Москвы нескольких десятилетий. Вот, как характеризует своего мастера народный артист России Игорь Матвеевич Костолевский в интервью журналу «Театрал»: «Если он видел, что ты настоящий, живой, то забывал обо всем и смеялся, как ребенок. Он кричал не потому, что хотел оскорбить-обидеть – он тем самым себя заводил. Кроме того, как одареннейший человек, Гончаров понимал, куда ведет и чего хочет. Он существовал на таком градусе, что хотел, чтобы ты тоже поднялся на этот градус. Он был действительно рыцарем театра, кроме театра, ничего другого у него не было, он этим жил…» В начале 2018 года Театр Маяковского совместно с Российским институтом театрального искусства ГИТИС и Театром на Малой Бронной отметили 100 лет со дня рождения Андрея Гончарова, устроив однодневный фестиваль «Гончаров-100». 15 января в самых разных пространствах Театра Маяковского, ГИТИСа и Театра на Малой Бронной одновременно проходили встречи, кинопоказы и концерты с участием тех, кто учился и был тесно связан с творчеством легендарного режиссера, педагога, личности.