В Самарской Опере прошла премьера театрально-концертного исполнения "Богемы" Пуччини
Основа программы — репертуарные спектакли, оставшиеся со времен художественного руководства Александра Анисимова: "Мадам Баттерфляй" и "Флория Тоска", а также две премьеры — зарисовка "Богемы" и одноактная опера "Джанни Скикки". Премьера "Богемы" прошла в минувшую пятницу. "Джанни Скикки" прозвучит на закрытии фестиваля 25 ноября. "Богема" (16+) в многочисленных рейтингах академической музыки, как правило, уступает по популярности только "Травиате" Джузеппе Верди и "Кармен" Жоржа Бизе. Mi chiamano Mimi звучит практически в каждом оперном театре. Главные воспоминания от "Богемы" в Самаре — это исполнение роли Мюзетты Раисой Ермолаевой в середине 1950-х и громкая постановка Георгия Исаакяна в 1996 году. И вот в 2018 г. художественный руководитель театра Евгений Хохлов вновь обратился к великому произведению. Возможно, его вдохновила победа двухлетней давности на Седьмом международном конкурсе оперных дирижеров имени Луиджи Манчинелли, где ему было предложено руководить оркестром на премьере "Богемы" в Teatro Mancinelli в итальянском Орвието. Но работа над "Богемой" в 2018-м сложна тем, что к юбилею Пуччини за нее берутся многие. Совсем недавно премьера прошла в Большом театре, где режиссером выступил Жан-Роман Весперини, а дирижером — Эван Роджистер. Постановка собрала плохую критику. Ее обвинили в хрестоматийности, несмотря на попытки авторов поработать с эстетикой и добавить современные технологические приемы. В прошлом году "Богему" поставили в Пермском театре оперы и балета, где режиссером выступил Филипп Химмельман, а дирижером — Теодор Курентзис. Здесь авторы перенесли действие в эпоху французской "новой волны". Евгений Хохлов начал работу над "Богемой" очень аккуратно. 16 ноября публике было представлено только театрально-концертное исполнение, то есть опера с купюрами. "Я бы назвал эту версию полномасштабным спектаклем, просто с некоторыми сокращениями по объективным причинам, — рассказывает дирижер-постановщик "Богемы" Евгений Хохлов. — Ведь, чтобы был большой хор, его нужно одеть, еще нужно сделать декорации и так далее. Все это мы делаем своими силами. Мы хотели обратить внимание на оперу. Может быть, прозвучит грубовато, но это такая серьезная заготовка, к которой можно было бы что-то добавить и сделать полномасштабный спектакль. Музыкально сюда вошло практически все, что я хотел в своей редакции". Режиссером-постановщиком театрально-концертного исполнения "Богемы" значится Марина Шапкина, работавшая над спектаклями "Кошкин дом" и "Ай да Балда!". Ей выпала трудная задача, так как сам Пуччини всегда подчеркивал неразрывность своей музыки и действия на сцене, что всегда будет требовать от режиссера и дирижера сложной совместной работы. Художником-постановщиком выступила Елена Соловьева. От нее опера потребует ухода от поднадоевших шаблонов. Но пока в рамках театрально-концертного выступления антураж и декорации "Богемы" лишь напоминают о постановке 1996 года. И скорее всего эстетику в целом и эпоху, в которой происходит действие, менять уже не будут. Станет ли "Богема" полномасштабным спектаклем и войдет ли в репертуар театра, пока никто не говорит. Евгений Хохлов комментирует это лишь словами: "Нет ничего невозможного. Мы будем стремиться к тому, чтобы зрители увидели полную версию спектакля". Но по премьере театрально-концертного исполнения на фестивале можно предположить, что "Богема" вряд ли сможет чем-то удивить, скорее встанет в стройный ряд любимых зрителями репертуарных спектаклей Самарского театра оперы и балета. На премьере "Богемы" партии Рудольфа взял на себя Дмитрий Крыжский. Роль его музы Мими исполнила Татьяна Ларина. Как главную звезду в этот день представляли Владислава Куприянова, сыгравшего Марселя. Куприянов несколько лет выступал в Самарском театре оперы и балета. Сюда его в 2014 г. привез прямо из Пермского института культуры Александр Анисимов. Сегодня Владислав Куприянов солист Молодежной оперной программы Мариинского театра. В день премьеры "Богемы" перед пресс-подходом к Куприянову в самарском театре журналистам его представляли как протеже Валерия Гергиева. "Десять дней назад мы вернулись с маэстро Гергиевым с гастролей из Америки. Через несколько дней у меня будет два концерта в Мариинском театре, а сейчас так удачно совпало, что премьера в Самаре, — рассказывает Владислав Куприянов. — Причем это долгожданная для меня премьера. Потому что партия Марселя символична для баритона. Здесь большой колорит в голосе, можно показать много различных настроений, и сам образ колеблется от спокойствия до самых сильных эмоций". В этот же вечер на сцену выходили Александр Урманов, Георгий Шагалов, Диля Шагеева, Александр Бобыкин и Алексей Перов. После концерта зрители по традиции устроили стоячие овации. Исполнители и постановщики выходили на поклон несколько раз. Следующий показ театрально-концертного исполнения "Богемы" пройдет в январе 2019 года. А 25 ноября зрителям представят премьеру одноактной оперы "Джанни Скикки" (16+). В этот же день во втором отделении концерта будут исполнены сцены из "Манон Леско", арии из "Эдгара" и "Ласточки" и, конечно, из "Турандот".