Необыкновенное чудо или постановка театра МИРТ в Ижевске

Театр-студия «МИРТ», единственный театр в России, где выступают люди с психическими отклонениями в развитии, привез из Москвы в Ижевск инсталляцию «Гамлета, принца Датского». 12 человек, задействованных в постановке, выступили вне конкурсной программы Вторых международных Парадельфийских игр в Национальном театре Удмуртии. СПРАВКА МИРТ расшифровывается как мастерская «Интегрированный реабилитационный театр». В труппе около 30 человек. Среди них дети, студенты и взрослые. Многие из них лечатся, преодолевают адаптацию после спецшкол, другие давно живут обычной жизнью, но их всех объединяет одно: каждую неделю они приходят на трудные репетиции, день за днем преодолевая себя. Способно ли искусство сотворить чудо? Идейный вдохновитель, режиссер и художественный руководитель в одном лице, Наталья Оралова, пришла в маленькую студию 20 лет назад. Она признается, что работать с таким контингентом ей интересно. Любопытно совместно создавать уникальные постановки, которые смогут феерично исполнить именно такие, особенные люди. Каждый из них давно стал членом ее большой семьи, и не передать радость, когда кто-то из них окончательно излечивается. Не все выдерживают непростые для них репетиции и гастрольные туры, многие бросают, но те, кто остаются, – настоящие труженики и приверженцы искусства. Наталья Оралова принимает в театр всех желающих. Для этого не нужно проходить кастинг или подавать предварительную заявку, достаточно изъявить желание. И однажды происходит чудо. Артисты выходят на сцену, и зал замирает, третируя мозг вопросом: «Кто же из них инвалид?»Никто! В этом театре все профессионалы. Как сказала Наталья Оралова, искусство дает силы и интерес, чтобы жить. Иными словами, театр – действенная мощная психологическая терапия. Если гнев, то до покраснения лица. Если страдания, то до слез Основная часть артистов – выпускники коррекционных школ и интернатов. Многие из них провели в театре большую часть жизни, все свое свободное время. Те или иные проблемы здоровья есть у каждого члена труппы, но зрители этого почти не замечают. Кстати: Представления театра в Москве вызывают неизменный интерес не только у студентов театральных и медицинских вузов, но и у представителей общественных организаций и школьных учреждений. Основная причина – неприкрытые искренние эмоции артистов и любопытные интерпретации известных произведений. Чего только стоят искренние страдания Офелии, чей жених посмеялся над ее чувствами или неприкрытый гнев брата Офелии Лаэрта, обвиняющего Гамлета в смерти сестры. Особенно сильно впечатляет искаженное страхом лицо мачехи Гамлета. Вспомним, что именно об этом говорила директор Национального Парадельфийского комитета России Наталья Крель, рассказывая о том, сколь много выносят для себя при посещении постановок театра МИРТ студенты московских театральных вузов. В соответствии с пьесой, большая часть чувств и монологов героев завязана на переживаниях, сквозь которые проскальзывает безумие. В исполнении людей с отклонениями в психическом развитии известные фразы драмы Шекспира приобретают особую окраску: И вянет, как цветок, решимость наша. В бесплодье умственного тупика. Разум, как колокол надбитый, дребезжит... Безумие наводит на мысль. Из бессмыслицы всплывает истина. Хоть это и безумие, но в нем есть последовательность. Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя. Чтобы подчеркнуть раздвоение личности использовали автомобильные сирены По словам Натальи Ораловой, идея поставить «Гамлета» родилась в труппе случайно. Театр много путешествует, завоевывая вновь и вновь престижные награды на Всероссийских и международных конкурсах. Они возвращались с фестиваля в Париже, когда продюсер спросил: «А что, если поставить Гамлета?» Началось все с пролога. Художественный руководитель совместно с участниками труппы сочинили монолог, чтобы оценить, насколько емким и доступным получится спектакль. Вторая часть родилась уже в процессе репетиций. Для нее на роль Гамлета пригласили профессионального актера, Алексея Викентьева. Именно он выступил на сцене Национального театра Удмуртии. Пролог, как и в первоначальной версии, полностью исполняют студийцы. Здесь тревожный смех фигур в масках сочетается с фразами-выкриками героев, резкой, отрывистой речью. Атмосфера тревожности поддерживается светящимися в ультрафиолетовом свете декорациями, элементами костюмов и музыкой. Кстати, музыку для пролога написала сама Наталья Оралова. Вторая часть начинается с представления погибающего Гамлета. Здесь включены просветы современности: используются шумовые эффекты в виде автомобильных сирен и визуализация картин из черно-белой киноленты одноименного фильма. Вместе части смотрятся как фантасмагорическая аллегория, но на одном дыхании. И это неудивительно, за три года гастролей с данной постановкой труппа отточила исполнение до идеала. За 20 лет театр получил массу наград, став лауреатом Всероссийского фестиваля особых театров «ПРОТЕАТР», Международного фестиваля интегрированных театров в Киеве, Театрального фестиваля «Непратаптаны шлях» в Бресте и т. д. После представления артисты вышли в зал пообщаться со взрослыми и маленькими зрителями, ответили на все вопросы, сфотографировались с желающими и дали интервью детскому инклюзивному пресс-центру «Журавейник». Другие материалы по теме читайте в разделе «Парадельфийские игры»

Необыкновенное чудо или постановка театра МИРТ в Ижевске
© ИА «Удмуртия»