Курские театралы встретились с Марией Нестеровой
14 ноября в актовом зале Курской областной научной библиотеки имени Н.Н. Асеева состоялась творческая встреча с актрисой Курского государственного драматического театра имени А.С. Пушкина Марией Нестеровой «Мои первые шаги». Эта встреча со зрителями и почитателями таланта Марии Вилленовны была приурочена к её юбилею — в сентябре актриса отметила 50-летие (свой возраст она назвала присутствующим сама). Обычно театральные артисты стараются отмечать свои юбилейные даты новыми постановками, и Мария Нестерова в готовит спектакль «Свободная пара», который будет поставлен на Малой сцене драматического театра имени Пушкина. Мария Вилленовна родилась в 1968 году в семье очень талантливых людей: её отец Виллен Нестеров (1933 — 2007) — заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации, главный художник Курского драматического театра с 1979 по 2007 год, мама Инна Кузьменко — заслуженная артистка России, актриса Курского драматического театра. Мария Нестерова окончила Воронежскую государственную академию искусств в 1992 году. С 1992 по 1999 год работала во Владимирском областном академическом драматическом театре имени А.В. Луначарского, а с 1999 года она — в труппе Курского государственного драматического театра имени А.С. Пушкина. Темпераментная, эмоциональная, актриса с многогранным талантом, яркой внешностью и с необыкновенным голосом, Мария Нестерова обладает прекрасными вокальными и хореографическими данными. Почти 20 лет актриса радует своими ролями курскую публику, и за это время ею сыграно более 50 персонажей, среди которых Матюрина («Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера, Мадмуазель Куку («Безымянная звезда» М. Себастиана), Беатриче Распони («Слуга двух господ» К. Гольдони), Ира («Семейная идиллия» О. Данилова), Надя («Отец» М. Горького), Миссис Кэйсуэл («Мышеловка» А. Кристи), Леди Монтекки («Ромео и Джульетта» В. Шекспира), Дикая Кошка («Портрет Дориана Грея» О. Уайльда), Мисс Жаксон («Барышня-крестьянка» по мотивам повести А.С. Пушкина) и многие другие. Последней яркой ролью Марии Нестеровой стала Госпожа Любовь в спектакле «Примадонны» Кена Людвига, премьера которого состоялась 29 сентября. - Я актриса во втором поколении, которая совершенно случайно оказалась в театре именно актрисой. Потому что я родилась в театре, в творческой актёрской семье, когда у родителей не было регалий и званий. Папа оформлял спектакли, мама играла спектакли. Папа до последних дней своей жизни был в хорошем смысле трудоголиком. И когда мне было два месяца, я уже летала с родителями на гастроли в Кишинёв. Мама кормила меня грудью до двух лет, а в декретный отпуск тогда не принято было ходить. И меня повезли на гастроли. И я видела театр — меня туда приводили, - рассказала Мария Вилленовна. Когда Мария заканчивала школу, она говорила родителям, что не хочет быть актрисой, и пошла поступать в КГПИ (ныне — КГУ) на «иняз». - Я изучала английский, немецкий, французский, психологию, философию, и мне это нравилось, - продолжила актриса. - Но на «инязе» работают очень творческие люди, там творческая атмосфера, язык знают все к третьему курсу совершенно. Учились мы, как проклятые, но успевали при этом создавать ансамбли, организовывать концерты и вечера. А на втором курсе, когда я была на третьем, учился мой друг. Учился он плохо, и меня попросили помочь ему с французским. В итоге он получил свою «четвёрку» и после этого уехал в Воронеж поступать в театральный институт. Я поехала с ним, мы поступили оба — и вот я перед вами. Нас учил замечательный педагог Герман Викторович Меньшенин (1927 — 1994), который всю жизнь проработал в лучших театрах Советского Союза — в Красноярске, Ярославле, Горьком (Нижнем Новгороде), Куйбышеве (Самаре), Воронеже. Он набрал наш курс как бы на излёте своей жизни. Всё, что Герман Викторович накопил в своей жизни, всё это он в нас вложил и умер. Когда я пришла к нему на экзамен и прочитала басню на французском языке, Герман Викторович сказал: «Я хочу слышать и понимать, о чём вы читаете. Завтра приходите и расскажете мне стихотворение, басню и прозу на русском языке». Я пришла на следующий день, читала стихотворение Пушкина, какую-то басню, отрывок из прозы. Потом мне сказали, что Меньшенин сразу, когда меня увидел, записал меня на курс. Мария Вилленовна прочитала собравшимся на встречу один из своих любимых рассказов Василия Немировича-Данченко «Салага» из цикла «Рождественские рассказы», написанный в 1876 году. Из зала поступила просьба спеть, и актриса, достав из чехла принесённую с собой гитару, исполнила песню на стихи Булата Окуджавы. - Булат Шалвович Окуджава был нашим кумиром, - отметила Мария Нестерова. - Сама я песен не пишу, а пою песни Окуджавы, Дольского, Долиной, Никитина. И у меня спрашивают: «А это кто? А это чьё?». То есть, молодые люди этой культуры не знают. Я считаю, что Булат Окуджава, Вероника Долина, Новелла Матвеева — это выдающиеся поэты, и эту культуру надо популяризировать. А ещё Мария Нестерова занимается педагогикой. Она преподаёт актёрское мастерство студентам школы «Образ». Эта актёрская школа появилась у нас в Курске в 2006 году, а в 2008-м её закрыли. Но с 2013 года Екатерина Емельянова возобновила деятельность школы «Образ», и туда подобрали штат педагогов. - Мы набираем группы и учим актёрскому мастерству 9 месяцев по два раза в неделю, - сообщила актриса. - Принимаем всех и учим всех. Занимаемся тем, чем занимаются студенты театральных вузов на первом-втором курсе. Мы наблюдаем за животными, за детьми, а потом стараемся изобразить, например, собаку. Потом это всё перерастает в монологи, в отрывки, в спектакли. Многие спектакли отходят, но некоторые остаются. 28 ноября у меня будет выпуск. Студенты актёрской школы «Образ» Ростислав Марков и Никита Данскевич сыграли перед присутствующими в зале сатирическую пьесу писателя и драматурга Аркадия Аверченко «1812-й». Когда молодые артисты вышли на финальный поклон, публика разразилась бурными аплодисментами. А Мария Нестерова ответила на многочисленные вопросы зала, один из которых касался её мечты. - У меня несколько мечт было. Я очень хотела сыграть Раневскую в «Вишнёвом саде». Но вообще ролей очень много, а артисты очень суеверны. Если я произнесу какую-то роль, то я её никогда не сыграю... В заключение творческой встречи актриса рассказ Антона Павловича Чехова «Комик» и пригласила собравшихся в драматический театр имени Пушкина на спектакли. Олег Столбецов Фото: Олег Столбецов