Волна постановок по роману «451 по Фаренгейту» в московских театрах
Актуальность культового романа Рея Бредбери сейчас как никогда высока. Слушая диалоги жены главного героя Милдред с Гаем Монтегом о том, что значение имеет только телевизионная реальность и сериалы, слушая о ее желании телевизора во всю стену (четвертую в доме), рассуждения о том, что развлечения и скорость могут заменить книги и искусство, мы уже давно не видим в этом мрачную фантастику. Для нас, живущих в 21 веке, роман Бредбери звучит скорее как философское размышление, чем как предостережение от мрачного будущего. То, что описано в романе, стало настоящим. И сейчас, когда все это обыденная реальность, как и депрессии "на ровном месте", при чем серьезные, клинические, от которых люди могут добровольно расстаться с жизнью (об этом писатель тоже говорит в романе) - это тоже печальная окружающая реальность. Возможно, именно поэтому сейчас сразу несколько московских театров взялись за постановку спектаклей по роману "451 по Фаренгейту", каждый на свой лад говоря о том же, о чем говорит и сам роман - нельзя жить лишь потребительскими развлечениями, рано или поздно пустота и потребительство приедаются, и оставляют такую же пустоту в душе. Сейчас на московских сценах можно увидеть сразу три варианта интерпретаций знаменитого романа Рея Бредбери. Для заядлых театралов это возможность сравнить постановки, для тех, кто просто хочет увидеть воплощенный на сцене роман - возможность выбрать то, что больше всего понравится. В известном в столице театре Et Cetera постановка по этому роману идет уже некоторое время, и есть возможность ознакомиться с отзывами зрителей прежде, чем принять решение пойти на нее. Многие говорят о том, что это авангардная постановка, на сцене всего три цвета - черный, белый и красный, используется очень много гаджетов и медийные экраны, оживляющие описанные Бредбери образы. Может быть, в каких-то другие постановках их использование и спорно, но тут, где эти самые медийные экраны и массово распространенные гаджеты это часть романа, часть его средств выразительности, они как никогда уместны и создают ощущение оживающиих страниц книги не хуже, чем кино. Неплох и подбор актеров, все они достаточно выразительны и ярки, хотя многие зрители сходятся в том, что Гай Монтэг им представлялся немного иначе. Еще один театр, отдавший дань культовому роману Бредбери - это театр "Вернадского 13". Название театру дано по адресу дома, где он расположен, и многие жители южных районов Москвы уже давно по достоинству оценили этот театр и его труппу. Постановка по роману Бредбери носит здесь название "FARENGHEIT 451" . Автор сценария и режиссер спектакля Елена Громова выбрала эпиграфом к постановке фразу "Фантастика, ставшая реальностью", и это во многом правда. Роман Бредбери действительно оказался пророческим, во многом очень точно предсказав вектор развития нашей цивилизации. Жанром своего спектакля она называет экшн - термин, крайне редко применяемый к театральным постановкам. На сцене зрители увидят не только эффектную каскадерскую работу, характерную для всех работ в жанре экшена, но и дымовые завесы, и использование живого огня на сцене. Огонь имеет очень большое значение в романе Бредбери, фактически, огонь - это еще один герой романа, и живое пламя в постановке делает ее сильнее и ярче. Не только известные профессиональные , но и любительские театры отдают дань этой внезапной "моде", если так можно выразиться. Так, театр "ТеНер", участник и номинант конкурса вольных театров Москвы, тоже поставил этот роман на своей сцене. Премьера прошла совсем недавно, а следующую постановку театр обещает в декабре. Кстати, как и два других театра, так что декабрь можно с полным правом назвать месяцем романа "451по Фаренгетйу" на театральной сцене Москвы. Ранее мы писали о том, как Министерство культуры поддерживает молодых талантливых режиссеров и драматургов.