«Мощное современное зрелище». Премьера мюзикла в Музыкальном театре

Что побудило постановщиков осовременить героев знаменитого романа? Чем омская постановка отличается от других? И как актёры конкурируют между собой? О важных деталях премьерного мюзикла корреспондент узнал в ходе пресс-конференции от директора Омского государственного музыкального театра, главного режиссёра, художника-постановщика и актёров.

«Мощное современное зрелище». Премьера мюзикла в Музыкальном театре
© АиФ-Омск

Поэзия Пушкина

Видео дня

– Что ждёт омскую публику в ближайшее время, и чего вы ожидаете от премьеры мюзикла «Дубровский»?

Директор Музыкального театра Нэлли Бут: «Мы начинали год хорошим балетом «Эсмеральда», надеюсь, что и «Дубровский» станет интересен нашей публике. Завершаем год таким большим, многонаселённым спектаклем. Очень тщательно к нему готовимся уже 2 месяца. 1, 2 и 22 декабря ждём публику на премьерные показы. В начале января тоже будет несколько – у нас целый марафон. Хотим, чтобы больше людей смогли в выходные и праздничные дни доставить себе такое удовольствие, сделать подарок родным и близким».

Режиссёр-постановщик мюзикла, главный режиссёр театр : «Хочу предупредить, что это будет мощное современное зрелище, но при этом мы с труппой пытаем максимально сохранить поэзию пушкинского первоисточника».

Художник-постановщик мюзикла Николай Вагин: «Жду сценического чуда. Я всегда с трепетом и удовольствием встречаюсь с музыкальным театром, потому что это совершенно другая планета (в сравнении с драматическим). И Александр Юрьевич – это режиссёр из тех, кому я доверяю. Жду чуда от артистов, потому что мы всегда работаем на них, они работают на зрителя, а зритель должен уйти счастливым».

Солистка театра, исполнительница роли Маши Троекуровой Кристина Дёмина: «Это моя первая роль, очень большая и серьёзная – роль Маши. Мы все доверяем нашему режиссеру – без доверия ничего не получится. Всё, что нам ставят, стараемся делать. Для меня этот мюзикл – личный праздник».

Солист, исполнитель роли : «Надеюсь, что всё у нас получится. Этот мюзикл для меня интересен тем, что здесь драматическая подоплёка больше, чем в классической оперетте».

- Кристина и Александр, расскажите, каково вам вживаться в образы пушкинских персонажей?

Кристина Дёмина: «Это не просто играть персонажей того времени. Возникают вопросы к герою, которые мы, как актёры, пытаемся разрешить. Думаю, что и у зрителя возникнут вопросы, и каждый ответит на них для себя».

Александр Серков: «Пушкин сам по себе современен, потому и сейчас можно смело представить ситуации, случившиеся с Дубровским».

- Взявшись за постановку классического, знаменитого романа, какой посыл хотели передать нашему поколению? Какой нерв нашли в пушкинском «Дубровском», чтобы сегодня громко об этом заявить?

Николай Вагин: «У Александра Сергеевича уже всё написано. Лично моя задача – приблизить нас к Пушкину, ведь он абсолютно современный человек. Мне так кажется, что он – житель нашего, 21-го века. Перечитывая его, понимаешь, что это – совершенно точно наши дни».

Александр Лебедев: «Есть такие человеческие понятия, которые никогда не обесценятся, но они теряются в объёме информации нашего времени. Честь, стойкость, любовь – про это Александр Сергеевич нам и рассказывает».

Как на Бродвее

– Этот спектакль идёт не под фонограмму, а под оркестр. Александр Юрьевич, что скажете о таком музыкальном решении?

Александр Лебедев: «Это достаточно непростая ситуация: в некоторых песнях будет играть только оркестр, в некоторых – фонограмма и живой звук. Практика взята не с потолка – так работает почти весь Бродвей. Подобное музыкальное решение даёт возможность насыщать фактуру классическими инструментами с одной стороны, электрическими тембрами – с другой. В итоге получается баланс».

– Закон жанра диктует сильную хореографическую составляющую. Как подошли к работе в этом плане?

Александр Лебедев: « (автор хореографии) очень хорошо поработала, она интересный балетмейстер. Её хореография не абстрактна, это не просто подтанцовка, как часто можно увидеть на сцене. Всё хореографической поведение персонажей сюжетно, его задача – развить действие».

– Видели спектакли «Дубровский» в других театрах? Никакие идеи не захотелось позаимствовать?

Александр Лебедев: «Видел фрагменты в записи. Захотелось не заимствовать».

– Чем будет принципиально отличаться омский «Дубровский»?

Александр Лебедев: «Когда на заре постановки мы с Нэлли Александровной обсуждали спектакль, сразу решили, что это не будет копией. У нас другие костюмы, другая хореография, другая труппа, хореография, повторился только я – режиссер. Со спектакля в Новосибирске прошло 5 лет, за это время я сам изменился, а это влечёт некий анализ того, что было сделано. . Удачные решения, конечно, оставляем - нет смысла делать хуже, но очень многое поменялось. Концептуально я придерживаюсь версии Александра Сергеевича: у нас не трагедия, а драма, все остаются живы».

– Самое ценное в театральной работе – понятие ансамбля. Как вам кажется, насколько вам удалось создать единство в этой постановке?

Александр Лебедев: Для меня постановка в этом театре – первая. Столкнулся с коллективом, который сам по себе – ансамбль, не было необходимости уговаривать их к каким-то согласованным действиям на сцене, никакой конфликтности не наблюдаю.

У нас ведь несколько исполнителей. В работе довольно непросто соединять вокал и пластику, и для преодоления этого конфликта нужно приложить много усилий. Все шестеро исполнителей собираются в классе и сами это оттачивают. По идее, не говоря о сценическом организме, они – враги, потому что кто-то выйдет в первом составе, а кто-то - нет, но в репетиционном процессе это не наблюдается. Театр – искусство коллективное, и на сцене актёры - всегда семья.

– Что скажут о конкуренции сами актёры?

Александр Серков: У нас очень дружественные отношения в коллективе. Есть такое правило в театре – без партнёра ничего не получится, только вместе.

Кристина Дёмина: Мы постоянно учимся друг о друга, перенимаем опыт и то, что сделано удачно. Все мы разные, и потому будут три абсолютно разные пары.

Все возрасты покорны

– Постановка будет интересна людям всех поколений, но что конкретно, по-вашему, привлечёт молодого и возрастного зрителя? На кого в первую очередь ориентирован мюзикл?

Александр Лебедев: «Когда я учился, мой преподаватель всегда говорил: «Делай спектакль для того зрителя, который, может быть, и не придёт в зрительный зал, но перед которым будет совестно поставить плохо». И я всегда делаю постановку для себя, если бы я сидел в зале. Когда спектакль сделан честно и хорошо – он понятен и молодому поколению, и зрелому. Но наши авторы поработали над тем, чтобы тинейджерская аудитория была увлечена. Прежде всего, это музыка Брейтбурга – он большой специалист и очень хорошо знает современные вкусы. В его партитуре есть всё: народная песня, жанр, современной прочтение, R&B, рок и многие стилистические приёмы. Это способно привлечь любого зрителя».

Нэлли Бут: «Если родители придут с детьми, им потом будет о чём поговорить между собой. Ребёнок объяснит по поводу музыки, а родитель – про честь, совесть и достоинство. Я бы рассматривала спектакль для семейного просмотра».

- Нэлли Александровна, многие театры стремятся омолодить средний возраст зрителя. Есть ли такое стремление у музыкального театра, и какими способами его осуществляете?

Нэлли Бут: «Да, мы действительно хотим его омолодить, потому что происходит смена поколения, которые идут в театр. У нас молодые актёры. Мы это и провозглашаем, у нас лозунг: «Меняемся вместе с вами». Меняемся во всех смыслах. Хотим сделать так, чтобы современная культура впитывала классические вещи».