Войти в почту

Квартет И: Можно резать, а можно вылечить и зеленкой

Новый спектакль «Квартетник», премьера которого состоялась 25 ноября, комического театра «Квартет И» возвращает нас к практически полностью утраченному на театральных подмостках жанру доверительной беседы артистов с залом. В небольшом уютном пространстве, обставленном в духе квартиры «шестидесятников», актеры Леонид Барац, Камиль Ларин, Ростислав Хаит и Александр Демидов беседуют со зрителями на вечные темы, которые волнуют каждого. Необычный жанр спектакля – одна из главных его достоинств, поскольку даже завзятым театралам сложно припомнить постановку, участники которой бы вот так, на протяжении двух часов, говорили о сиюминутных вещах, определяющих нашу жизнь. Ну, разве, что приходит на ум ленкомовская «Диктатура совести» в постановке Марка Захарова, где, сидя на ступенях авансцены, с залом беседовал Александр Абдулов, а Олег Янковский шел «в народ» с микрофоном, задавая зрителям провокационные вопросы. Квартетовцы нашли собственную форму и профессионально-цепко удерживают внимание избалованной зрелищами публики в течение всего спектакля. Вообще, после премьеры возникает ощущение, что в нашей жизни сокровенная беседа стала каким-то раритетом. В соответствие с меткой цитатой Антуана де Сент-Экзюпери, мы все больше говорим «о политике, и о галстуках», а включая телевизор, видим плохо поставленные дебаты, в которых «ставится правильный ответ, и не находится нужного вопроса». Весь расклад там известен заранее, поскольку пространство споров поделено на черное и белое, на должное и желаемое. С этой темы «должного и желаемого» как раз и начинается «Квартетник». Как быть, если артист оказывается между «надо» и «ело» (надо-ело). Между тем, что ему представлялось в юности, и чем актерская профессия оказалась в действительности? Между ответственностью за целое, и ответственностью перед собой? А если ты уже дорос до того, чтобы называть вещи своими именами? Ну, например, если в тебе вызрело активное противление огромному количеству тренингов, сoaching platform, которые торгуют счастьем и «натаскивают» на успех? (Причем, тренерами там, как правило, выступают не слишком–то счастливые личности, но зато получающие за свои советы приличные деньги – вот они издержки Страны Советов в ее рыночном варианте). Когда-то наши родители в СССР собирались компаниями на «квартирниках - квартетниках» по велению души. Главным блюдом «стола» думающей интеллигенции были встречи с Булатом Окуджавой, Михаилом Жванецким или Александром Городницким, дарившими кусочки души и откровения, филигранно сотканные в стихи, песни, эссе. После такого «домашника» велись беседы о том, как мы живем. Вот о «том, как мы живем» квартетовцы и решили поговорить. Поколение, родившееся в семидесятые, выросло на тех же фильмах, книгах, песнях, на которых росли родители. У нас была общая страна, с единой системой ценностей. И называя фильм, фамилию артиста, ТВ-передачу или музыкальную группу, вся страна понимала, о чем, собственно, идет речь. Но нынешнее молодое поколение живет совсем в другой стране. И ничего про эти ценности не знает. А ведь всем хочется «жить среди своих». Отсюда и решение - рассказать, почему «Квартет И» стал таким, каким он стал. Рассказать молодежи, например, о родителях, которые дружили с Михаилом Жванецким (как это было у Ростислава Хаита), и о том, как он, в свое время пользовались знакомствами папы-мамы, чтобы произвести впечатление на знакомых девушек. И о том, как сам Михаил Жванецкий в свое время также пользовался этим приемом - знакомством с Владимиром Высоцким с той же, представьте себе, целью: произвести впечатление на девушек! (Как же все повторяется!) Посмотреть эту публикацию в Instagram Сыграли первый "Квартетник". Волновались, были шероховатости, завтра играем второй, в следующий раз - 25 и 26 декабря. Приходите! Публикация от Квартет И (@kvartet_i_teatr) 24 Ноя 2018 в 11:14 PST Рассказать историю о довоенном писательском братстве и телефонных розыгрышах Юрия Германа, Ольги Берггольц и Михаила Зощенко, и об их трогательном послевоенном продолжении, описанном блокадником, капитаном дальнего плавания и сценаристом Виктором Конецким. И о восприятии самой Великой Отечественной войны, которая для поколения «Квартета И», как оказалось, вполне может стать точкой отсчета. Например, в их размышлениях о том, с кем можно пойти в разведку, а с кем нет. И про военные песни под «сто фронтовых грамм», которые тоже вполне могут быть системой координат, потому что, имея на руках сборник военных песен, можно оказывается просидеть с гитарой на кухне до утра. А какой мощной духовной опорой оказались артисты, формировавшие пространство советского кино и театра! На экране домашнего телевизора в спектакле «Квартетник» мелькают кадры монолога Алексея Петренко из замечательного фильма Алексея Германа «20 дней без войны». Потрясающе! А как жизнеутверждающе глядят глаза Зиновия Гердта, читающего стихи Давида Самойлова «Давай поедем в город, где мы с тобой бывали»! Как гениально Михаил Барышников в танце подает песню своего современника Владимира Высоцкого «Кони привередливые»! Как трогательно звучат строки Бродского… Какие страшные размышления вызывают мысли Довлатова о четырех миллионах доносах, написанных людьми в период правления Сталина, и о том, что «человек человеку – всё, в зависимости от обстоятельств». Идет разговор серьезный, сущностный, без поддавков… Мы вроде бы мимоходом узнаем, что аплодисменты для актера - сродни ощущению детской защищенности. А детская защищенность, согласитесь - это очень важно. Мы узнаем, насколько «корёжат» профессионалов штампы плохого кино. Или штампы в вопросах журналистов. Не случайно, самым актуальным комический театр «Квартет И» считает анекдот о журналисте, задающем вопрос Моисею: «Вы водили людей по пустыне сорок лет. Наверняка, за это время случались какие-то смешные истории?» В спектакле звучат соображения о сексе, о мате, о врачебной этике в условиях рыночной экономики. Течет разговор, словно ткется невидимое полотно доверия: петелька - крючочек, одна тема органично тянет за собой другую. В «Квартетнике» нет назидательности. Нет красивых поз. Нет трафаретных ответов. И вместе с тем, это - не просто беседа. Это - настоящий спектакль с живой музыкой (на пианино играет Л.Барац, а на гитаре Р.Хаит), с песнями, стихами, которые читает их автор - А.Демидов. Тут есть даже акробатический номер с рюмкой, которой исполняет «совершенно бросивший пить четыре с половиной года назад» К.Ларин. И во всем незримо присутствуют крепкие, точные актерские работы – в хороших пародиях на современников, в почти анекдотичных историях о съемках фильмов «О чем говорят мужчины», которые разыгрываются в лицах. В «Квартетнике» общая тональность веселого, в сущности, спектакля содержит ноту «грустинки». Совсем, как в жизни. Где врач уверяет больного, запугав его до смерти, что «страшную болезнь» можно вылечить либо дорогостоящими лекарствами, либо ампутацией. А потом находится «дон кихот» от медицины, который ласково заглядывает в глаза больному говорит: «Ампутация тоже поможет. Но можно больное место просто вовремя намазать зеленкой, и все пройдет!

Квартет И: Можно резать, а можно вылечить и зеленкой
© Вечерняя Москва