Что смотреть на фестивале Dance Open-2019?
Посвященный Петербургу (но пермский) «Щелкунчик» и «Зимний путь» Кристиана Шпука, недетская «Алиса» Мауро Бигонзетти и «Коппелия» Пьера Лакотта – в программе балетного фестиваля сплошь хиты, на которые покупать билеты нужно уже сейчас. Потом их просто не будет! Петербургский каток и немецкое кладбище, голландский офис и английская библиотека – места действия балетов, что привозит фестиваль Dance Open в апреле 2019 года, чрезвычайно разнообразны. Различны и хореографы, сочинившие эти спектакли: рядом в программе Кристиан Шпук и Пьер Лакотт, Мауро Бигонзетти и Каэтано Сото. Dance Open начинает продажу билетов уже сегодня, 4 декабря. Понятно, что на финальный гала звезд билеты разлетятся меньше чем за день, хотя дирекция фестиваля никогда не называет имена участников вплоть до дня концерта, она еще ни разу не обманывала публику и на гала всегда приезжают звезды хай-класса. С другими спектаклями надо определяться – что лично вам интереснее? А вот на «Алису» Мауро Бигонзетти, что везет балет Дортмунда, лучше маленьких детей не брать. Казалось бы кэролловская сказка, но, во-первых, хореограф категорически отказался последовательно пересказывать классическую историю и ребенок замучает вас вопросами, почему на сцене сразу две Алисы, что происходит на сцене и почему, а во-вторых, постановки Бигонзетти всегда недвусмысленно сексуальны. Нет, разумеется, ничего «неприличного» и все на сцене будут одеты, но Бигонзетти, как никто, умеет создавать на сцене атмосферу эротического напряжения. Для итальянца (руководителя собственной труппы Aterballetto и лауреата «Золотой маски» за «Cinque») балет – это прежде всего чувственность. А еще он ценит «красивую картинку», и вполне взрослые люди начинают – как на фильмах про Гарри Поттера – чувствовать себя детьми, когда в старинной библиотеке происходят всякие волшебные вещи (видеоэффекты заслуживают отдельных аплодисментов). «Коппелию» Пьера Лакотта, которую привозит Венский балет, можно смотреть в любой хоть немного интересующейся танцем компании – той, с которой вы отправились бы на «Жизель» или на «Сильфиду». Лакотт – человек, с которого в Европе в 1970-х началась мода на балетные реконструкции (к нам пришедшая значительно позже). «Коппелию» Артура Сен-Леона он воскресил для Парижской оперы в 1970 году и с тех пор она принадлежит к сокровищам французской классики. (На ней, в частности, учат и экзаменуют выпускников парижской Школы: если танцовщик способен воспроизвести ногами всю россыпь мелких па, значит, попадет в главный французский театр). Очень сложная в технике, легкая в сказочной своей интонации, эта «Коппелия» уносит нас во времена, когда балет еще был чистым наслаждением, а не решал мировые проблемы. И зрители с удовольствием сбегают вместе с ней от действительности. «Зимний путь» Кристиана Шпука, что привезет Цюрихский балет – это точно для влюбленных. Сидеть рядом, держаться за руки, чувствовать, что сердцу тепло только потому, что он(а) рядом и смотреть мрачную историю про путешествие одинокого героя сквозь зиму. Балет фантастически красив – в нем являются люди-вороны и люди-деревья, а виртуозный свет посылает привет романтическим гравюрам. И это, конечно, отдельная радость для поклонников музыки конца ХХ века. Шпук выбрал для своей постановки не классический «Зимний путь» Шуберта, а ту версию, что сотворил Ханс Цендер. Более открытую в эмоциях и в то же время более наполненную саморефлексией. И, наконец, вечер одноактных балетов в исполнении голландской труппы «Интроданс» устроен так, что буквально каждый зритель найдет что-то для себя. «Cantos» Нильса Кристи на музыку Арво Пярта – это высокая трагедия, посвящение юным солдатам, погибающим в разных войнах. Поразительная танцевальная графика на фоне пылающего неба (Кристи – сам уже ставший мэтром – принадлежит к голландской школе неоклассики). «Польские пьесы» Ханса ван Манена на музыку Хенрика Гурецкого – это голландский патриарх в силе его и славе, безупречные геометрические конструкции, так же безупречно исполненные артистами («Интроданс», обитающий в небольшом городке Арнеме, по качеству ничем не уступает амстердамской труппе – он только меньше по размеру). А в финал поставлена дивная шуточка испанца Каэтано Сото «Conrazoncorazon» ( «Разумичувство» – в одно слово). Хореограф, успевший поработать в России (за спектакли в Перми он уже был номинирован на «Золотую маску»), предъявляет нам современных людей, выбирающих между сердцем и разумом – и картинка получается замечательно веселой. Так «Dance open» открывает нам двери и в мрачную романтику, и в бесшабашное шутовство, а нам остается только выбрать. Ну, или если так и не получится решить, что нравится больше – пойти абсолютно на все, благо расписание устроено так, что ни один спектакль с другим по времени не совпадает. Фестиваль Dance Open c 17 по 29 апреля