Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

"Жизнь и смерть кусочка сахара": как должен мыслить кукольник

В Российском институте театрального искусства (ГИТИС) появилось новое направление подготовки режиссер и художник театра кукол. Набор на очный совместный курс проводят главный режиссер Государственного академического Центрального театра кукол им. С.В. Образцова и художник-постановщик театра кукол . Борис Константинов в интервью рассказал о том, как должен мыслить кукольник, чтобы оживить неживое.

Что такое мастерская Антонова-Константинова? Как вы набираете будущих кукольников?

Видео дня

Мы набираем режиссеров и художников театра кукол и объединяем их в тандемы, причем художники у нас занимаются теми же предметами, что и режиссеры, и наоборот. Например, художники занимаются сценической речью, а режиссеры учатся своими руками делать кукол. То есть мы всех их впустили в "постановочный цех".

В остальном это абсолютно нормальный театральный курс. Наши абитуриенты, как и в любом театральном вузе, читают стихи, басни, делают этюды. А потом дело мастера: если я набираю будущих режиссеров театра кукол, мне нужно понять, что эти ребята думают о театре кукол. Это театр кукол, где зайчики и белочки? Это театр кукол, который почему-то превратился в детское развлекательное действо? Или это философский театр, тонкий театр, который мыслит метафорами, символами и знаками? Или древний театр? Вот эти моменты я пытаюсь выяснить при разговоре с ними.

В театральных школах, где есть кафедра театра кукол, наблюдается нехорошая тенденция: если абитуриент не поступает на драму актера или режиссера, ему предлагают спуститься этажом ниже – "там кукольники всех возьмут". Но я скажу так: драматических театров тысячи, а кукольных очень мало. В любой стране есть свой культурный код, связанный с куклами. Из древности первым выходит театр кукол, а только потом тот театр, который мы называем драматическим.

Какие дисциплины изучают студенты ГИТИСа в рамках направления подготовки, связанных с кукольным театром? Учиться сложно?

При наборе я сразу предупреждаю ребят, что в первый год обучения происходит "естественный отбор". Кому-то может стать скучно. Представьте себе музыканта, который не сразу начинает играть на скрипке, а сначала изучает гаммы и пилит на одной струне. У нас нужно изучить все системы кукол, изготовить ту или иную систему кукол своими руками, понять… Кукольник должен быть трудолюбивым как китаец, а китайцы самые трудолюбивые люди на планете.

Наряду с общими режиссерскими и сценографическими дисциплинами (рисунок, живопись, пластическая анатомия, актерское мастерство, речь, сценическое движение, танец и пр.), кукольники изучают композицию в театре, конструирование и технологию создания театральной куклы, историю и драматургию театра кукол, кукловождение.

Театр кукол это не только кукла: это и рука, и предмет, что может "ожить"… Это и кусочек сахара: сейчас он такой, а положи его на блюдце, капни воды, он медленно начнет превращаться в нечто иное это его жизнь и смерть. Вот так должен мыслить кукольник. Он должен каждый день быть очень внимательным, собирать сказочный мир: едешь ты в метро, встретил какого-то интересного персонажа, взгляни на него сквозь призму нашего языка, отложи в "копилку". Фантазия не возбраняется. Есть мир видимый и мир невидимый. Наша задача всегда уметь быть в том невидимом мире и собирать идеи, линии, формы для визуальной части спектакля.

Предположим, ваши студенты освоили куклу. Теперь наступает самый важный момент оживление неживого. Расскажите, как это происходит?

Режиссер, сидящий в зале, оживляет кукол и декорации, изготовленные художником. Он делает так, чтобы все это задвигалось со смыслом. Важная задача режиссера театра кукол передать информацию о происходящем на сцене актерам-кукловодам.

Борис КонстантиновСами актеры ничего не видят, они стоят в позе креста, распятые за ширмой, а, если актер высокий, то он еще должен согнуться в полуприсяде. Режиссер становится зеркалом актеров. Если у меня на постановке спектакля находится студент, который учится на режиссера, я говорю ему: "Посмотри, какая ответственность на тебе! Только ты один принимаешь решение, верно ли дышит или делает шаг актер на сцене!". Вот такие очень простые технологические моменты.

Вы упомянули, что художники-кукольники в ГИТИСе занимаются сценической речью и биомеханикой вместе с режиссерами. Зачем им это надо?

Художники зачастую закрытые и молчаливые люди, сидящие в своем мире. Хочется, чтобы они, придумав какую-то идею, могли донести ее, рассказать о ней. Биомеханика раскрепощает "сутулых" художников, расправляет им плечи, а значит, расправляет им крылья, они становятся более открытыми. У них появляется "мост общения" от художника к режиссеру.

А потом они разбиваются на пары, выходят на некий "художественный совет" и защищают свой проект. Режиссер делает экспликацию, разработку. Художник рисует ему раскадровку. Весь спектакль можно нарисовать. Это очень помогает.

А какие у этих людей карьерные перспективы?

У нас все очень просто. В театрах кукол в России и за рубежом знают режиссера Константинова и художника Антонова, и знают, что у нас курс режиссеров и художников. Директора театров, где мы ставили спектакли, изначально нам доверяют, что наши студенты будут, возможно, даже более интересными, чем мы. Они сделают "шаг вперед через прошлое". Наша задача дать им базу, научить их не изобретать квадратное или круглое колесо, а набраться как можно больше знания и практики, а потом творить со своим взглядом на мир.

Экзамен по кукольному мастерству. Этюд с маппетами.И мы должны сохранить их взгляд на мир. На последнем курсе у студентов будет дипломная декада, где они должны будут, поставив конкретные спектакли, доказать, что "взяли в руки" профессию. Есть театры, которые их ждут. Работать кукольник может по всему миру.

2019 год в России официально объявлен годом театра. Что такое современный кукольный театр?

Москва очень интересный театральный центр. В Москве и Московской области более 500 театров, из них 46 театры кукол. Это огромная база, где можно смотреть самые разные спектакли.

Когда Образцов создавал свой театр и ставил спектакли, то для того времени они были самыми современными и экспериментальными. Он соединял живой план с куклами в "Божественной комедии". Это как машина времени. Когда я был маленьким, я смотрел "Божественную комедию" по телевизору, потом это смотрел мой ребенок, потом пришел внук…

Современный театр кукол это не лазеры или сложная электронная техника, а интересный, живой нужный, театр, который воздействует на человека не только в качестве развлекателя. Часто думают, что театр кукол это что-то вроде пародии на человека. Я с этим совершенно не согласен. Для меня кукла как душа человека, тот маленький человечек, что живет внутри нас, и мы не хотим его показывать.