Придёт ли новый зритель в оперу завтра?
Директор Башкирского театра оперы и балета Ильдар Альмухаметов, рассказывая об основанной в уфимском театре лаборатории молодых хореографов "RudyDansLab", поразил коллег не только смелостью, но и достигнутой самоокупаемостью проекта. Поистине, предложить консервативной уфимской публике, привыкшей к классическому балету, эксперименты в области современного танца – это был смелый шаг, который (и это сполна доказали экономические выкладки) практически окупился и вызвал неожиданный ажиотаж и повышенное внимание публики. Учитывая возможности повторить созданные постановки, проект, изначально рассматриваемый как нечто экстравагантное и экспериментальное, обещает стать доходным и перспективным начинанием. Дмитрий Сибирцев (директор театра "Новая Опера") и Георгий Исаакян (художественный руководитель театра им. Н. И. Сац) на Круглом столе критиков. Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" Обращаться к экспериментам, но уже в области диджитал маркетинга, приходится постоянно Краснодарскому объединению "Премьера" имени Гатова. Об этом увлекательно, с массой примеров и конкретных приёмов в выстраивании рекламных стратегий, рассказал руководитель отдела маркетинга этого коллектива Александр Львов-Белов. Но самым спорным, дискуссионным и вызвавшим много вопросов стало выступление известного блогера и специалиста в области smm-рекламы Павла Гурова. "Главный специалист в рекламе сегодня – это smm-щик", "PR-щики и пресс-секретари больше не нужны", — такие утверждения знаменитого блогера вызывали немало противоречий. Однако, его подробные объяснения о технологиях smm-рекламы с анализом аудитории соцсетей, являющихся на сегодняшний день главной и самой действенной площадкой рекламы, — всё это вызвало самый большой интерес у аудитории, и опытные директора крупнейших оперных театров старательно записывали схемы молодого блогера и его пояснения к новомодным терминам. Не менее важным соприкосновением с новым поколением стала для маститых театральных менеджеров встреча с режиссёрами нового поколения. Круглый стол, посвящённый теме "Молодой главный режиссер в региональном музыкальном театре: опыт, вызовы и перспективы", проводился в контексте темы продвижения и развития музыкально-театрального искусства среди детской, юношеской и семейной аудитории. Обсуждая едва ли не важнейший для театральных специалистов вопрос всех времён и народов, – "как привлечь нового зрителя в театр?"— участники дискуссии сосредоточились вокруг нескольких проблем. Едва ли не сложнейшей называлась кадровая проблема: отсутствие и текучка классных специалистов, как артистов, так и постановщиков, невысокие зарплаты. Об этом говорили, пожалуй, все молодые режиссёры: Екатерина Василёва (до 2018 года служила главным режиссёром в Челябинском оперном театре, сейчас работает над проектом "Кооперация" в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко), Анна Осипенко (до 2018 служившая главным режиссёром в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии), Константин Яковлев (главный режиссёр Алтайского музыкального театра), Филипп Разенков (главный режиссёр Башкирского театра оперы и балета), Анна Фекета (главный режиссёр Иркутского музыкального театра имени Загурского), Николай Покотыло (главный режиссёр Красноярского музыкального театра), Павел Сорокин (выпускник мастерской Дмитрия Бертмана, режиссёр Музыкального театра Ростова-на-Дону). Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" Но на фоне обсуждения "бытовых" проблем не ушли в небытие и очень важные, ключевые моменты в выстраивании стратегии развития театра для новых поколений. Удалось поднять тему взаимоотношений театральной эстетики и модных масс-медиа. И режиссёры нового поколения, не смотря на свою принадлежность к тому самому поколению "диджитал" и массовых электронных технологий единодушно заявляли, что в театре главное – не шоу, театр – это разговор о духовности, о высоком. Но как, говоря на языке, актуальном и понятном для новых поколений, не утрачивать высокий стиль, присущий театральному искусству? Каждый должен находить свои пути и пропорции в соединении нового и традиционного. Но важно, чтобы руководители театров не боялись молодых режиссёров и их экспериментов. Уверенность в том, что режиссёрский театр в опере имеет целую плеяду ярких и смелых специалистов, — это, возможно, один из главных итогов круглого стола с молодыми режиссёрами. На конференции после него было еще немало интересного. Круглый стол критиков, позволивший руководителям оперных театров напрямую обсудить самые острые вопросы музыкальной публицистики. Интересные выступления зарубежных гостей – представителей Opera Europa, принявших участие в российском "слёте" оперных менеджеров благодаря членству в европейском оперном союзе президента Ассоциации музыкальных театров Георгия Исаакяна. Но, пожалуй, центральным событием Конференции Ассоциации музыкальных театров – 2018 стала именно дискуссия с молодыми режиссёрами, внушившая уверенность в том, что увлечённые театром и его завтрашним днём режиссёры есть, и они смело ведут музыкальный театр навстречу новому зрителю. Также читайте на портале Ревизор.ru: Творческая лаборатория "Молодой главный режиссёр в региональном музыкальном театре: опыт, вызовы и перспективы" в рамках фестиваля "Видеть музыку"