Совместный «Бабий бунт». 40 лет семья работает на сцене Музыкального театра
На сцене Музыкального театра свой юбилей отпраздновали заслуженный артист России Анатолий Мотовилов и его супруга Надежда Мотовилова. В этом году он у них тройной: помимо дней рождения, солисты-вокалисты 40 лет назад приехали в Омск. С творческой семьёй встретился корреспондент «АиФ в Омске». Нелёгкий лёгкий жанр Наталья Корнеева: Анатолий Иванович, Надежда Ивановна, мало кто знает, что быть солистом оперетты - титанический, ежедневный многочасовой труд. Это невидимая публике сторона театральной жизни. Нам кажется, это лёгкий жанр. Так ли это? Надежда Ивановна: Лёгкий не в том смысле, что легко его работать, а в том, что легко его надо подать. Не тяжеловесно, не заземлённо - вот в чём смысл этих слов. Анатолий Иванович: Это элегантный жанр, хотя его понемногу оттесняет мюзикл. Надежда Ивановна: Да, сейчас говорят, что он понемногу уступает, но каждое поколение находит в нём своё. Свою нишу. - Вы приехали в Омск в 1978 году. Не было желания уехать в другой город? Быть может, в столичный? Н. И.: - Не столько в столичный, сколько в оперный. Анатолий Иванович ездил в Горький на прослушивание, потом в Алма-Ате были на гастролях - прослушивались в Карагандинский театр музкомедии, но что-то там было в подвешенном состоянии: то ли будет театр, то ли нет. В Омске мы уже осели, квартиру получили, хорошие друзья появились. А. И.: - Не было желания переезжать, как осели, так и живём. Нас приглашали с перспективой, были планы по строительству нового театра. Приехали в 1978-м, а через три года появился наш музыкальный. Ничего ведь на этом месте не было, потом заложили фундамент, здание росло, и получился такой красавец. Я очень люблю наш театр. Всё предопределено - У каждого свой путь на сцену. Как вы пришли в профессию? Н. И.: - Это было предопределено, я ещё в садике солировала. У меня детский хор спрашивал: «Ты, синичка, где была? Где ты гнёздышко свила?», а я отвечала: «Под осиновым кустом». У меня был хороший слух и чистые интонации. Потом была художественная самодеятельность, музыкальная школа. Мы ставили детские оперы - «Гуси-лебеди», «Кот в сапогах». Я играла мужскую роль, хотя очень хотелось сыграть принцессу. Там было такое красивое платье! Но я оказалась выше девочки, которая должна была играть мою роль. Я уступила. Шесть лет училась играть на скрипке. Кстати, почему-то меня не брали в школьный хор. Сестра поступила в музыкальное училище города Березняки Пермской области и как-то пишет мне: «Здесь открылось вокальное отделение, приезжай». Я приехала и сразу поступила. Это был 9-й класс, я даже не окончила школу и уехала учиться. Голос перетянул. А. И.: - Я начал серьёзно заниматься только в армии. Наверное, сейчас считается, что поздно. Хотя и перед армией тоже пел, когда жил у брата в Целинограде. Учился в вечерней школе и работал на заводе «Казахсельмаш». Там был огромный Дворец культуры. Ребята слышат, что я что-то там мурлычу, пригласили в хор. Я пришёл, и меня сразу сделали солистом. Потом была художественная самодеятельность в армии, где я встретил серьёзного педагога. Он был настоящим оперным солистом, посоветовал серьёзно заняться вокалом. Я служил во Фрунзе (сейчас Бишкек), часть стояла в центре города. Бегал в самоволку в театр, он был шикарный. Роскошный репертуар, суперголоса, балет, всё мирового уровня. Меня, конечно, ловили. Спрашивали всегда с подозрением: «А ты точно в театре был?!» - А как вы проходили? Билет покупали? А. И.: - Да что вы! Из части лез через забор, шёл к билетёрам. Просил: «Пропустите солдатика». И пропускали! Именно в армии я поверил в себя. Можно было, конечно, пойти работать на завод или на стройку, но творчество влекло. Если природа позволяет петь - это же прекрасно! После армии поступил на подготовительное вокальное отделение при Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского в Свердловске. Там мы и повстречались. - У вас получается классическая семья - со студенческих лет и на всю жизнь? Н. И.: - Это правда. Анатолий Иванович приехал в Свердловскую консерваторию, когда я училась на третьем курсе консерватории. А. И.: - Это уже была настоящая артистка! ЕСЛИ ПРИРОДА ПОЗВОЛЯЕТ ПЕТЬ - ЭТО ПРЕКРАСНО! Помещик Троекуров - гад и самодур - Преподаётся актёрское мастерство в консерватории? Н. И.: - Конечно, преподаётся. Мы двигаемся на сцене, нам нужна и хореография. В Свердловске нам её преподавал артист Большого театра Борис Шишков. - Первую роль на сцене помните? Не детскую - взрослую. Н. И.: - Я работала в театре оперетты в Свердловске. Пела Настю в «Василии Тёркине», Энни в «Здравствуйте, я ваша тетя!», Цыганочку в «Марице». Потом я её и в Омске исполняла. Меня сразу взяла под своё крыло Маргарита Лаврова - легенда омской сцены. В этом году ей исполнилось 90 лет, мы дружим с ней с тех пор, ходим в гости. А. И.: - Маргарита Артуровна вместе с мужем, легендарным красавцем и умницей, были украшением омского театра, многие приходили смотреть только на них. Виктор Дмитриевич ведь был звездой, его в Харбине на руках носили. У него был самый подходящий для оперетты голос - баритон. Он был высок, красив. Жаль, что прожил недолго. - Сразу ли вы получили роли в театре? А. И.: - В 1978 году появляемся мы в Омске, а на второй день меня поймал режиссёр. Вручил огромную кипу листков с расписанными ролями, сказал, что будут меня вводить. Я день и ночь учил тексты. Что это были за роли! Парис в оперетте Оффенбаха «Прекрасная Елена». Это вообще мечта всех теноров. Потом играл Грициана в «Свадьбе в Малиновке» и Ржевского в «Давным-давно, или Гусарская баллада». Новый театр открыли оперой «В бурю», я тоже был занят. Пел графа Альмавиву в «Севильском цирюльнике». Была «Травиата», «Паяцы», «Евгений Онегин». - А вместе на сцены вы пели? Н. И.: - В «Евгении Онегине» я пела партию Татьяны, а Анатолий Иванович - Ленского. Пели в оперетте «Бабий бунт» Птичкина. - В таком многообразии сыгранных героев, наверное, сложно выбрать любимую роль? Н. И.: - Недда в «Паяцах» и Татьяна в «Евгении Онегине», в опереточном - Розалинда, шикарная партия Валентины в «Весёлой вдове». А. И.: - Я ко всем одинаково отношусь. Знаете, и маленькую роль надо сыграть, как большую. Я и сказок много переиграл: всяких крокодилов и петухов. Поручик Ржевский - огромная роль, этакий хват-гуляка, а вот Паганини, наоборот, весь собран и мрачен. Вот, пожалуй, для меня этапная роль. Легар хотел написать оперу, но передумал. Оставил оперетту, но пение сложное для этого жанра. Вокалисту надо брать предельный верх и низ, быть и лиричным, и взрывным. На скрипке я играть не умею, так что подражал нашим скрипачам в оркестре. Н. И.: - Мы были на гастролях в Киеве, пришли смотреть этот спектакль артисты МХАТа-2, доронинского, были потрясены и восхищены. - Анатолий Иванович, сейчас в театре премьера. На сцене - «Дубровский». Ваш герой Троекуров не очень-то симпатичный персонаж. А что делать, если роль не нравится? А. И.: - Роль надо играть, придумывать, вытаскивать из себя. Троекуров ведёт себя как властелин мира, остальные для него ничто. Он может и засечь до смерти, и на медведя послать без оружия. Но вы посмотрите, как он относится к дочери. Исполнять партию непросто, это мюзикл. «Дубровский» рассказан средствами современной музыки. - А чем увлекаетесь вне театра? -Н. И.: - Дачей. И есть у нас кошка Лада. Нашла её котёнком. Пошла в храм помолиться - увидела котёнка. Маленький, весь трясётся, одна хребтинка. Сейчас красавица трёхцветная, главная в доме.