“Оливер!” - forever! К юбилею блестящей экранизации романа Чарльза Диккенса

О, нет, фильм совсем не доподлинно следовал сюжету романа, да и, наконец, мюзикл же!.. Но ни одна иная версия не собрала столь блистательную команду актеров, которую возглавили маститый Рон Муди и совсем еще юный, но уже пронзительно-харизматичный Марк Лестер. Вот это были типажи!.. И никогда еще “чрево” Лондона не было показано так сочно и так выразительно, как в картине сэра Кэрола Рида. Даром, что потомственный аристократ, но сэр Кэрол, как никто другой в Туманном Альбионе знал все про то, чем пахнет лондонский Сохо и каковы нравы в Ковент-Гардене. Наконец… Впрочем, обо всем по порядку. Фото: IMDB Великий английский трагик сэр Герберт Бирбом Три, конечно, и ко Двору был представлен и с высокопородной публикой любил время проводить, но при этом еще и не прочь был "сходить налево", поразвлечься, так сказать, для разрядки. Однако, детей, рожденных вне брака, никогда не бросал (как это, увы, часто случается), благо успешное положение позволяло, а потому и целых 10 лет своей жизни успел уделить маленькому Кэролу, что возьмет себе фамилию Рид. А потому, когда сэр Герберт умер, у будущего режиссера, а пока еще ребенка, какой-никакой, а и реcпект уже был, и связи в обществе, и даже некое реноме в зачатке. Так что можно было вполне себе выходить в люди. И хотя сэру Кэролу было всего лишь 10 лет, когда отца не стало, но он запомнил на всю жизнь, как тот рассказывал ему про свое знакомство с Чарльзом Диккенсом. И он так часто грезил снять фильм по роману великого писателя. Но, ведь, всему свое время, не правда ли?.. И всего лишь незадолго до ухода из жизни ему удалось осуществить свое желание и снять свой главный фильм. Фильм своей жизни. Фото: Кинопоиск “Мой Оливер будет петь!” Сэр Кэрол, бесспорно, воскликнул вечное архимедовское “Эврика!”, когда понял, какой именно он снимет фильм, когда догадался, каким будет его “Оливер”. “Мои герои будут петь. Они должны петь. Я слышу их поющими” - сказал тогда одному из папарацци сэр Кэрол. – “Петь буду все. Даже старик Фейджин!” , ”Это будет фильм с восклицательным знаком в самом названии, зажигательный и веселый мюзикл. Хотя при этом и не без доли грусти и даже “проходных” потерь по ходу сюжета” , - тиражировала пресса реплики режиссера, перед которым стояла на самом деле не такая уж и простая задача. Дело в том, что в предыдущей экранизации диккенсовского романа, снятой в 1948-ом году, Фейджина играл сам сэр Алек Гиннесс, к тому же картина собрала не только хорошую критику, но и вполне себе изрядную кассу. “Ах, вы говорите, что там был сам Гиннесс!.. Пускай! Моим Лестером будут восхищаться еще больше”, - не унывал сэр Кэрол, начиная снимать свой киномюзикл, мелодии для которого написал Лайонел Барт. Его в Англии считали “классиком жанра”. Да так оно и было. Мюзиклы мистера Барта пользовались неизменным успехом, а мелодистом он был просто непревзойденным. Но если до “Оливера” бартовские мотивы распевало полстолицы, то после премьеры фильма их напевал весь Лондон. На роль Оливера пробовались 250 мальчиков, прежде чем сэр Кэрол утвердил Марка Лестера. Феноменально-очаровательный и симпатичный блондинчик 10-летнего возраста (Боже мой, невозможно поверить, в этом году ему стукнуло 60!) оказался еще и абсолютным харизматиком. На съемочной площадке был как рыба в воде, и надо ли говорить, что с “Оливера» и началась его всемирная слава. Фото: Кинопоиск Ну а теперь, быть может, самое интересное. Кому же предназначалась роль доброго пройдохи, невероятно-колоритного и от самой матушки-природы жуликоватого еврея Фейджина? Не только Ричарду Бартону – дважды мужу неуемной Элизабет Тейлор и даже не только славному впоследствии долгожителю Питеру О. Тулу, но и самому сэру Лоуренсу Оливье. И скажем по совести, а, ведь, страшно интересно было бы взглянуть на него в этой роли, не так ли?.. Но режиссер судил иначе. И правильно, надо сказать, судил. Отдав должное и его смелости (отказать самому господину Оливье – это не шутки), заметим – лучшего Фейджина не было ни до, ни после. Для Рона Муди (урожденного альбионского еврея Рональда Мудника) эта роль также стала судьбоносной. И, кстати, не только принесла ему приз Московского кинофестиваля, “Золотой Глобус” и даже номинацию на “Оскара”, но и не помешала ему сыграть роль русского дворянина Кисы Ворбьянинова в американской экранизации “12 стульев”. Вот, ведь, как бывает. Фото: Кинопоиск “Оскар” – “Оливеру!” Да не один!.. Началась всемирная слава. Картина получила шесть “Оскаров” и столько же номинаций. Примечательно, что высшей кинонаградой мира была отмечена (кроме самого режиссера и композитора) и хореография фильма-мюзикла. Специального “Оскара” получила Онна Уайт – знаменитый канадский хореграф, для которой “Оливер!” тоже стал наивысшим триумфом в ее долгой карьере. Примечательно также, что картина, почти что полностью снятая в павильоне и имеющая, что называется, по умолчанию, эффект условной “кукольности”, сценического действа, а не реальности, выглядит при этом чрезвычайно натурально. Это – высший пилотаж. И именно потому и по сей день этот мюзикл не сходит с подмостков Лондона и Нью-Йорка. А мелодиям спектакля, претерпевшего за 50 лет лишь самые несущественные изменения и незначительные вариации, Бродвей и Вест-Энд аплодируют сегодня так же громко, как и полвека тому назад. Эти мотивы не только мгновенно ложатся на слух даже тому, у кого с последним по жизни явные нелады, но и возвращают нас в старые добрые времена. Когда не было 3D и спецэффектов. Но зато были большие чувства и тонкий юмор. Отметив юбилей “Оливера!” его очередным просмотром, вы еще раз убедитесь в этом сами. Знаменитая сцена "I'd do anything for your smile" ("Я всё бы сделал ради вашей улыбки"):

“Оливер!” - forever! К юбилею блестящей экранизации романа Чарльза Диккенса
© Ревизор.ru