Русофобская кукла на рождественской елке: как детскую сказку превратили в пропаганду
В сладкую детскую рождественскую сказку трудно, кажется, упаковать зловещие политические смыслы, но создателям фильма «Щелкунчик и четыре королевства» это удалось. Не скажу что блестяще — на американских Rotten Tomatoes рейтинг фильма составил провальные 34%. Тем не менее лента окупается и на мировых экранах, и в России. Родители потоком ведут на него детей. Наши зрители сперва умиляются музыке Чайковского и дворцу в духе храма Василия Блаженного, однако в сахарной упаковке им предлагается кислая фига с незамысловатыми мотивами западной русофобской пропаганды: коварные русские — жестокая тоталитарная империя и источник угрозы единому миру, которым должны потомственно править истинные англичане, американцы — страшноватые рыжие клоуны, которые, однако, служат добру, улыбчивый темнокожий — друг человека, а все проблемы с Россией решит незамысловатый ядерный удар. В истинной столице мира, то есть Лондоне, живет юная Клара Штальбаум, одаренная исключительным инженерным талантом. Тему женщин с выдающимися инженерно-техническими талантами Голливуд сейчас впихивает в любую сказку — будь то последние «Пираты», или «Красавица и чудовище», настырно проводя кампанию «Тысяча подруг — на синхрофазотрон». Клара, впрочем, очень грустная молодая леди, у нее только что умерла мама, оставив троих детей и мужа, хорошего человека, однако пекущегося о традициях и приличиях. Рождественский подарок покойной мамы — серебряное яйцо с замком, от которого нет ключа. Семья отправляется на бал к своему дядюшке-волшебнику, которого играет знаменитый темнокожий актер Морган Фримен, отметившийся в прошлом году публичными русофобскими заявлениями о том, что Путин, дабы отомстить за развал СССР, подделал американские выборы. На балу показывают балет «Щелкунчик» под музыку Чайковского в декорациях, до боли напоминающих храм Василия Блаженного — самый узнаваемый символ России в мире — и мы буквально млеем от того, что вот, ценят же там, несмотря ни на что, русскую культуру. Источник фото: кадр из фильма «Щелкунчик и четыре королевства» В поисках ключа Клара оказывается в волшебной стране, где ее мама была королевой четырех королевств: Цветов, Снежинок, Сладостей и Развлечений. В центре страны стоит прекрасный замок, напоминающий, опять же, Василия Блаженного пополам с его петербургским архитектурным братом — храмом Спаса на Крови. Клару, которую приводит во дворец прекрасный темнокожий Щелкунчик с типичной конголезской фамилией «Гофман», признают принцессой и наследницей. И нам кажется, что перед нами старый-добрый монархический сюжет о возвращении короля, как в «Красавице и чудовище» — очень милом по смыслу и атмосфере фильме. Однако не тут-то было. В королевствах идет война с Матушкой Имбирь, властительницей Развлечений. Войну возглавляет властительница Сладостей Фея Драже. Матушка Имбирь (в виде изощренной иронии ее играет звезда с русскими корнями — Хелен Миррен) и в самом деле правит жутким местом — заброшенным стивенкинговским парком аттракционов, где ее защищает компания страшных злых клоунов и жуткий Мышиный Король. Сама она похожа на помесь Дональда Трампа с Хилари Клинтон и мастерски дерется ковбойским хлыстом… Как вы уже, наверное, догадались, этот американский парк ужасов на самом деле оклеветан и самоотверженно стоит на страже мира и добра. Источник фото: кадр из фильма «Щелкунчик и четыре королевства» А клеветница и настоящая подлая интриганка — очаровательная Фея Драже. Кира Найтли играет ее на редкость ярко — какой уже по счету западный русофобский фильм, в котором герой, символизирующий мрачную власть России (так сказать, аватар Путина), оказывается симпатичней прочих. Получив ключик от оживлятельного аппарата, злокозненная фея немедленно создает себе армию из сотен солдатиков, одетых в форму, до боли напоминающую одежду русских жандармов эпохи Николая I — того самого, при котором была Крымская война. При этом «хорошие» ходят в красном, то есть форме «вареных раков» — англичан. Мечта Драже — расправиться с матушкой Имбирь, то есть Россия хочет уничтожить Америку. Самый откровенно пропагандистский кадр фильма, когда стройные ряды русских «мундиров голубых» маршируют по мосту от замка, ассоциация которого с собором на Красной площади сразу перестает быть мирной и приятной. Источник фото: кадр из фильма «Щелкунчик и четыре королевства» В конце-концов добро, толерантность и единство мирового сообщества побеждают. Мощный луч магического оживителя/омертвителя (настолько прозрачная метафора ядерного удара, что дальше некуда) превращает красавицу Драже и ее железнобоких жандармов в обычные игрушки, в то время как Матушка Имбирь занимает свое законное место в мировом регентском совете в качестве верной слуги своей английской королевы. Картина настолько напоминает построения некоторых конспирологов о том, что именно Англичанка правит миром, что, право же, становится неудобно. То, что подавляющая часть голливудской продукции последних лет — это неприкрытая политическая пропаганда, как правило с русофобским душком, — уже не новость. Удивляет в «Щелкунчике» прежде всего то, как элементы русской культуры — музыка Чайковского, образы национальной архитектуры, узнаваемые ассоциативные ряды военной формы, даже русская по происхождению звезда — крадутся и используются как элементы при конструировании антирусских клише. От пропагандистского успеха фильм защищает только то, что даже впечатляюще красивый визуальный ряд не может спасти натянутый и дырявый сюжет, примитивные диалоги и кукольность приключений — даже шестилетние дети сейчас предпочитают фильмы посложнее в закрученности действия и без нудных диалогов из общих фраз. Но, тем не менее, характерно, что ни наш Минкульт не удосужился задуматься о смысле фильма, хотя использование русской образности в сочетании с фигурой Моргана Фримена должно было минимум насторожить. Еще более характерно то, что наша общественность, любящая беспокоиться по поводу какой-нибудь мелочи вроде сомнительной ориентации персонажа в «Красавице и чудовище», в данном случае не приметила огромную русофобскую куклу на рождественской елке. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции