Голос Баталова в "Ежике в тумане" лечит людей

– о том, как создавали культовый мультфильм «Ежик в тумане».

Голос Баталова в "Ежике в тумане" лечит людей
Фото: ИД "Собеседник"ИД "Собеседник"

Хронометраж – десять минут, около десяти человек в творческой группе и четыре десятилетия жизни на экране – все это про мультфильм «Ежик в тумане». Он был снят в 1975 году по мотивам сказки . Фильм получил более 35 международных и всесоюзных премий.

Видео дня

Самого известного Ежика в истории советской мультипликации создавали с большим трудом. Техническое оборудование было далеко не совершенным.

Использовали метод перекладки: над станком подвешивали камеру, ее объектив смотрел на несколько стекол, между которыми было расстояние, что позволяло создавать различные эффекты: например, пускать дым или подкладывать фольгу. А туман создавался с помощью листа тонкой кальки – когда ее поднимали, Ежик растворялся в тумане.

Режиссером мультика стал известный художник-мультипликатор , автором мелодий – Михаил Меерович. Норштейн вспоминал о работе с композитором так: «Поначалу у нас с ним были жуткие стычки. Он все бегал и недоумевал, что за чудовище к нему пришло, и говорил мне: "Юра, вы непрофессионально работаете!" Мы сильно ругались, но затем притерпелись друг к другу».

Нарисовать главного героя Норштейн доверил своей жене Франческе Ярбусовой. Ежик должен был быть особенным, непохожим на собратьев, и Норштейн довел супругу до белого каления, отвергая эскиз за эскизом. После криков и сердечных капель она наконец нарисовала героя, который понравился режиссеру. И ее труды оправдали себя, ведь именно этот персонаж – милый, с иголочками, прорисованными белилами – известен и любим во всем мире.

Жена Норштейна Франческа Ярбусова нарисовала Ежика

Ежика озвучила актриса , которой на тот момент было 53 года. Простые реплики записывали по несколько часов, потому что Виноградова серьезно относилась к процессу. Рассказчиком выступил , чей голос Норштейн называл «терапевтическим». А Медвежонку отдал свой голос . Норштейн вспоминал: «Слава набегал километраж по тон-ателье, с него буквально тек пот. И когда он начал свой монолог Медвежонка, получилось как раз то самое, что мы видим в кино».

Юрий Норштейн, отвечая на вопросы о смысле мультика, цитировал : «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…» и говорил так: «Я смотрел на ситуацию, происходящую в "Ежике", как на абсолютную реальность, которая могла бы произойти со мной. Происходит преображение мира. И происходит перемена философии этого маленького персонажа. Бегало веселое, живое существо, и вот оно попадает в ситуацию абсолютно неадекватную и выходит из этой ситуации совершенно другим».